Navigation bar
  Print document Start Previous page
 214 of 541 
Next page End  

является факт пространственно-временного охвата действительности, который в процессе становления
человека прогрессивно развивается и ступенчато совершенствуется при переходе от сенсорики к
перцепции и далее к представлениям допонятийного и понятийного мышления. Описательное
определение мышления,
исходящее из внешней его стороны, это —
активная психическая
деятельность, направленная на решение определенной задачи. Содержательно мышление определяется
как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщенное отражение
действительности в ее существенных признаках, связях и отношениях.
Правила и законы мышления
являются предметом исследования формальной и диалектической логики. К формам мышления
относят: понятие, суждение, умозаключение, доказательства и рассуждения. Основными
мыслительными операциями являются: анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение,
сравнение, классификация и систематизация, установление причинно-следственных связей. Ни один из
упомянутых психических процессов не является изначально готовой функцией мозга, все они
формируются в процессе жизни. Именно этим можно объяснить то, что мышление у разных людей
осуществляется по-разному.
Вопреки гипотезе о неспецифичности поражений мозга, вызывающих изменения мышления,
было показано, что они имеют столь же локальные предпосылки, как и нарушения других
познавательных процессов. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных
отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушений интеллектуальной
деятельности.
Левая височная область на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии грубо
нарушаются те смысловые операции, которые требуют постоянного опосредующего участия речевых
связей. Эти трудности возникают и в неречевых операциях, если требуется удерживать в памяти
вербальный материал. У данных больных при сохранности непосредственного понимания наглядно-
образных и логических отношений нарушена способность выполнять последовательные дискурсивные
(основанные на логических звеньях) вербальные операции. Частичная компенсация этого
мыслительного дефекта возможна только с опорой на зрительные образы. Теменно-затылочные отделы
— выпадение оптико-пространственного фактора приводит
к дефектам пространственного анализа и
синтеза отдельных элементов в группы. Можно сказать, что здесь страдает гностическая сторона
интеллектуальной деятельности. Возникают трудности там, где при решении интеллектуальных задач
необходимо выделение наглядных признаков и их пространственных отношений (например, при
тестировании по методике «Кубики Коса» распавшиеся элементы модели не обретают соответствия
целостной конструкции). В основе нарушений восприятия и опознания предметов, актуализации
образов-представлений лежит дефект вычленения их существенных сторон и качеств. При этом
намерение выполнить задачу и понимание общего смысла остается относительно сохранным.
Аналогичные трудности возникают и при решении арифметических задач, где первичная акалькулия
(непонимание сути математических операций) обусловлена и сопровождается непониманием
определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и
«квазипространственные» отношения, предложенные в условиях. Премоторные отделы левого
полушария при их повреждениях страдает временная организация всех психических актов, включая и
интеллектуальные, что выражается в изменениях динамики мыслительного процесса. Нарушается
свернутый, автоматизированный характер интеллектуальных операций, свойственный взрослому
здоровому человеку. Эти нарушения входят в вышеописанный синдром динамической афазии
инертности, замедленности процесса понимания речи, особенно ярко проявляющийся при
предъявлении длинных фраз со смысловыми инверсиями (перестановками) или трудностями. В
качестве механизма, опосредующего эти нарушения понимания, выступают нарушения внутренней
речи — развертывания речевого замысла и процесса свертывания речевых структур, необходимых для
понимания общего смысла текста. При решении арифметических задач и при выполнении серий
графических проб появляются стереотипные ответы. Пространственные операции и понимание логико-
грамматических конструкций сохранены. Лобные префронтальные отделы
их поражения
сопровождаются нарушениями интеллектуальных процессов в широком диапазоне — от
бессимптомных случаев до грубых дефектов: нарушения порождения мыслительной деятельности,
аномалии организации, программирования, а также регуляции протекания мышления. Первая стадия
интеллектуальной деятельности — формирование ориентировочной основы поведения у таких больных
либо полностью выпадает, либо резко сокращается. Больные не сопоставляют элементы задачи или
фрагменты проблемной ситуации, не могут сформулировать гипотезу, они импульсивны, выполняют
случайные хаотичные действия, не сличая их с исходными целями. Эти нарушения наблюдаются в
Hosted by uCoz