вербально-логической и в невербальной деятельности. Процесс наглядного мышления при
разглядывании сюжетных картин заменяется на угадывание смысла по случайно зафиксированному
фрагменту. Именно
нарушения смысла, возникающие при поражении лобных долей, являются
существенным фактором регистрируемых дефектов мышления. Целенаправленное сознательное
поведение у таких больных дезинтегрируется и заменяется более простыми формами и инертными
стереотипами (например, больной закуривает свечу, вместо того, чтобы ее зажечь, и т. п.). В сложных
жизненных ситуациях нарушения могут носить более замаскированный характер и внешне выглядеть
как рассеянность или чудачество. Медиобазальные отделы лобной области дефекты
интеллектуальной деятельности сводятся к импульсивности в решении задач, которая нарушает в
первую очередь ориентировочно-исследовательскую фазу и дефектно упрощает план и стратегию
решения. Вместо необходимых, например, арифметических операций производятся случайные
манипуляции с цифрами, которые можно привести в систему, если потребовать выполнения действий
по перечню инструкций. В серийных счетных операциях доминируют стереотипные ответы, особенно,
если нужно удерживать в памяти промежуточный результат. В понимании особого рода текстов типа
метафор, пословиц (где есть необходимость дифференцирования прямого и переносного смысла), либо
когда необходимо сделать выбор из альтернатив, выделить существенное из второстепенного, больные
с поражением медиобазальных отделов лобных долей оказываются несостоятельными, то же самое
происходит и при анализе сложного текста. При попытках воспроизвести после прочтения басню, эти
больные повторяют лишь отдельные элементы текста, включая в него посторонние рассуждения и не
могут ответить на вопрос, в чем мораль. После прочтения двух рассказов и просьбе повторить первый, в
пересказе появляются контаминации (смешение двух текстов) как результат всплывания побочных
ассоциаций. Нарушается решение задач на классификацию. Отмечаются интеллектуальные
персеверации инертные повторения одних и тех же действий в изменившихся условиях. Типичным
общим дефектом становятся нарушения регулирования и контроля, возникающие из-за ослабления
процессов селективности и нарушения критики к своему состоянию.
Условиями, способствующими потере программ поведения даже в норме, являются сильные
отвлекающие раздражители. У «лобных» больных эта реактивность на изменения, происходящие
вокруг них, особенно повышена и превращается в уже упоминавшееся «полевое поведение»
патологическое усиление непроизвольного внимания и неустойчивость собственных программ
поведения.
Такие больные беспорядочны в действиях; вмешиваются в разговоры соседей по палате;
отвечают на вопросы, адресуемые другим людям, однако не отвечают на заданные им.
При подходе к процессам мышления с позиции межполушарной асимметрии можно вычленить
следующие особенности. Патология со стороны правого полушария приводит к двум типам нарушений
пространственного
мышления: 1) ошибкам при решении наглядно-образных задач, связанным с
дефектами зрительного восприятия или зрительной памяти, либо с односторонним игнорированием
зрительного поля; 2) нарушениям более высокого абстрактного уровня анализа пространства, то есть
собственно пространственного мышления, дефектам непосредственных симультанных синтезов
пространственных отношений. Для повреждений левого полушария с точки зрения интеллектуальных
процессов относительно (но не исключительно) характерны нарушения категориального анализа.
Специального анализа требуют случаи дефектов интеллектуального развития, возникших на
почве врожденной или приобретенной в первые годы жизни патологии со стороны анализаторных
систем. По закону иерархического строения, формирование высших психических функций не может
быть полноценным, если исходно затронуты участки ЦНС, отвечающие за элементарные, базовые
психические процессы. Специфика подобных дефектов, формы и методы их компенсации являются
предметом рассмотрения специальных наук, работающих на стыке педагогики, психологии и медицины
сурдо- и тифлопедагогики, логопедии и др.
Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга. Помимо дефектов
мышления, связанных с поражением основных анализаторных систем в раннем детстве или локальными
поражениями мозга в более зрелые годы, существует большая группа «интеллектуальных» симптомов,
обусловленных диффузными поражениями, вызываемыми широким спектром факторов. К ним
относятся генетические отклонения, родовые и дородовые травмы, перенесенные в детстве тяжелые
инфекции и их осложнения, менингиты (G00), энцефалиты (G04), интоксикации и ряд других
отрицательных экзогенных и эндогенных обстоятельств. Так или иначе, все они приводят к
образованию дефекта мозгового вещества и изначально нарушают нормальное функциональное и
личностное развитие ребенка. Специфика возникающих последствий связана с преимущественным
поражением тех или иных мозговых систем в период их интенсивного становления, из-за чего
|