патологический эффект в значительной степени может нивелироваться за счет возрастного типа
реагирования. Наиболее распространенным последствием влияния указанных патогенных факторов
оказывается врожденная или приобретенная в раннем детстве умственная отсталость (F70-F79)
различной степени, что выражается в форме общего психического недоразвития, касающегося в первую
очередь наиболее дифференцированных, фило- и онтогенетически молодых функций мозга. Фактически
в процесс недоразвития в разной степени вовлекаются все уровни работы мозга эмоциональность,
моторика, восприятие, память и внимание.
Проявляющаяся симптоматика ранее нозологически определялась через категорию олигофрении
(F70-F79) с тремя степенями: дебильностью, имбецильностью и идиотией. Однако в последние годы в
связи с углублением представлений о механизмах образования интеллектуальных и личностных
дефектов, а также в связи с этическими соображениями, среди ученых возобладало мнение о
необходимости привлечения в формальный понятийный медико-педагогический аппарат более
адекватного способа оценки интеллектуальных дефектов через категорию умственной отсталости.
Она по своей обобщенности превосходит клинические границы олигофрении и более соответствует по
сути случаям функциональных расстройств, с которыми приходится сталкиваться нейропсихологам.
Диагностировать умственную отсталость и определять ее степень у детей младшего возраста трудно,
так как критерии недоразвития мышления и социальной приспособленности, разработанные для
относительно зрелой психики, пригодны в основном лишь для детей школьного возраста. У
дошкольников это скорее констатация дефектных потенциальных предпосылок для развития интеллекта
и мышления, определение прогноза развития, который во многом зависит от компенсаторных
возможностей морфологически и функционально формирующегося мозга. В тяжелых случаях со
стороны детского мозга отмечаются такие органические предпосылки, как позднее его развитие по весу,
уменьшенная площадь коры, особенно лобных отделов, неразвитость рисунка борозд и извилин,
изменения размеров желудочков мозга и некоторые другие. Возможны дефекты со стороны черепа или
аномалии развития в виде незаращения мягкого или твердого неба. В соответствии с МКБ принято
выделять четыре степени умственной отсталости (F70-F79) легкую, умеренную, тяжелую и
глубокую. Границы между ними не всегда могут быть определены с достаточной степенью точности.
В отличие от рассмотренной врожденной или приобретенной в раннем детстве мозговой
патологии, деменция (F00-F03) (буквально слабоумие) является стойким снижением познавательной
деятельности и утратой уже приобретенных знаний и навыков. Последствия ее в значительной степени
обусловлены возрастом больного и причинами, вызвавшими дисфункцию мозга.
Количественные потери тех или иных психических функций, а также качественная специфика
возникших в рамках деменции сопутствующих расстройств, их окраска напрямую связаны со степенью
развития функциональных аппаратов мозга, вовлеченных в патологический процесс, с уровнем, на
котором они реализуются. Деменция, как диагноз, выставляется в случае патологии мозга, возникшей
только после трехлетнего возраста. В наиболее тяжелых случаях органического поражениями мозга и
его сосудов может наблюдаться маразм психический и физический распад личности, выражающийся
в глубоком слабоумии и тяжелом физическом истощении, распаде речи, утрате контакта с
окружающими, потере всех интересов и влечений, кроме пищевого инстинкта (может быть извращен в
виде неспособности отличать съедобное от несъедобного).
Под термином «задержка психического развития» (ЗПР) (F84.9) понимают синдромы
временного отставания развития психики в целом или ее отдельных функций (моторных, сенсорных,
речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств
организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (недостаточности стимулов,
ранней депривации, плохого ухода), задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью
ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. В клинике
органических заболеваний мозга задержка развития может быть результатом нарушенного
функционирования частично поврежденных структур или структур, функционально с ними связанных.
ЗПР нередко диагностируют как начальный этап прогрессирующих заболеваний. В принципе,
диагностика ЗПР правомерна лишь временно, до тех пор, пока либо произойдет выравнивание функций,
либо проявит себя определенной симптоматикой синдром слабоумия, частичного или полного
недоразвития. Для ЗПР ребенка характерны: гармоничность функций, то есть сохранение адекватных
отношений структурных элементов данной функции; недостаточность высших уровней данной
функции, а не первичных, элементарных; отсутствие искажения развития функций, то есть замены тех
или иных элементов ненужными, нецелесообразными; наличие зоны «ближайшего развития» (по
Выготскому), или потенциального уровня функции, выявляемой в обучающем эксперименте по
|