использованию помощи старшего.
Своеобразным вариантом недоразвития психических функций, который может возникнуть в
результате наследственного дизонтогенеза или раннего очагового поражения мозга (речевых,
премоторных и других зон), является психический инфантилизм.
Он характеризуется сочетанием
эмоционально-волевой, личностной незрелости при практически нормальном интеллекте. В
психологическом портрете таких детей и подростков встречаются не соответствующая возрасту
повышенная внушаемость, игровая направленность и стремление к получению удовольствий как
основной мотивации поведения, беспечность и безответственность.
Кроме относительно очерченных синдромов задержек и недоразвития психических функций,
интеллекта, мышления и личности, среди детей значительно распространены легкие проявления
недостаточности тех или иных компонентов психики, психомоторики и нейровегетативной регуляции.
Эти расстройства, описанные под разными названиями дифференцированных и недифференцированных
синдромов, в наиболее обобщенном виде известны под названием «минимальная мозговая дисфункция».
В этой категории описываются разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами
воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего
интеллектом. К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и
работоспособности; недостаточность пространственных представлений; ориентировки во времени;
затруднения в обучении письму, счету, рисованию; нарушения речи; моторную неуклюжесть; гипер- и
гипоактивность; слабую память; энурез (ночное недержание мочи); агрессивность; импульсивность;
нарушения сна; раскачивания во сне; эмоциональную неустойчивость и др.
Нарушения эмоций при поражениях мозга
Точное научное описание эмоционального состояния отсутствует. С феноменологической точки
зрения эмоция всегда окрашивает некоторое отражаемое содержание, то есть имеет предметную
отнесенность. С другой стороны, эмоция это и психофизиологический механизм, при помощи
которого через «психический» уровень отражения действительности под влиянием внешних
воздействий изменяется внутренняя среда организма (сосудистый тонус, эндокринные реакции, обмен
веществ). Но основная функция эмоций это оценка, поэтому в ее структуре всегда присутствуют два
компонента отраженное содержание объекта и субъективное отношение к нему.
В эмоциях различают эмоциональный фон (или эмоциональное состояние) и эмоциональное
реагирование, которые подчиняются различным закономерностям, поскольку первый связан с
личностными характеристиками, а второе носит ситуативный характер. Среди параметров, подлежащих
учету при оценке эмоций, рассматривают знак, интенсивность, длительность, реактивность,
качественные характеристики и связь с потребностями, степень осознания и степень произвольности
контроля.
Изменения эмоционального состояния у человека приводят к изменениям выражения лица
(мимики), появляются опосредованная жестикуляция (пантомимика), возникают специфические
оттенки интонаций и тембра голоса. Подобные изменения можно найти и в доречевом периоде жизни
ребенка, но с возрастом меняется и стиль предъявления эмоций. По мнению ряда авторов, до 90%
эмоционального общения происходит на неречевом уровне. Выражения чувств, выступающие в тех или
иных внешних проявлениях, принято называть экспрессией. Овладение ею состоит из двух
взаимодополняющих процессов умением опознавать оттенки экспрессии и умением пользоваться
ими для информирования о собственных переживаниях.
Эмоции имеют сложную мозговую организацию. В настоящее время существует несколько
методов, при помощи которых решается вопрос о неврологическом субстрате эмоций: 1) метод
разрушения отдельных структур мозга животных и изучение последствий травм мозга человека; 2)
метод электрического
или фармакологического раздражения отдельных образований головного мозга;
3) метод самораздражения животных. Прямое раздражение мозга человека способно вызвать только
четыре примитивных, но, по-видимому, базисных эмоциональных состояния: гнев, страх, удовольствие
и чувство дискомфорта. До приобретения ребенком собственного индивидуального опыта они могут
быть активированы по механизму врожденного безусловного рефлекса.
Существенный теоретический вклад в нейропсихологическую теорию эмоций был сделан
американским нейроанатомом Пейпесом, который в своем исследовании показал, что структурно и
функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, мамиллярные тела,
поясная извилина и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют «эмоциональные
процессы». Этот круг, получивший в дальнейшем название «круга Пейпеса», по-видимому,
|