ослабляется распознавание эмоций по мимике (одностороннее повреждение правой височно-
затылочной области вызывает нарушение распознавания эмоциональной экспрессии, а иногда и
узнавание лица знакомого человека). Больным с правым очагом поражения свойственно благодушие,
веселость, а также безразличие к окружающему, беспечное отношение к своей болезни (анозогнозия).
При поражениях левого полушария на фоне заторможенности, вялости и пассивности часто усиливается
интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний, возникают депрессивные состояния в виде
приступов тревоги, беспокойства и страха. Особенно это характерно для поражения височной доли
левого полушария. Экспериментальные данные позволяют предположить существование двух
относительно автономных эмоциональных систем системы положительного и системы
отрицательного эмоционального реагирования, связанных с работой разных полушарий головного
мозга (Хомская). С известной долей условности можно сказать, что левое полушарие у правшей
преимущественно «отвечает» за положительные эмоции, а правое за отрицательные.
Проблема функциональной асимметрии в нейропсихологии
С эволюционной точки зрения, асимметрия это общая фундаментальная закономерность
организации всех биологических систем и, в частности, деятельности мозга позвоночных. Асимметрии
мозга человека и животных не могут рассматриваться вне связи с общей картиной мира и всеобщими
закономерностями
природы. Главнейшая из них
опосредованность пространством и временем,
ей
отводится фундаментальная роль в процессе приспособительной эволюции. Данное явление в своей
основе имеет совершенствование форм адаптации активного живого существа к обитанию в
трехмерном пространстве, гравитационном поле и временном континууме. В отношении живых
организмов обычно рассматриваются два типа асимметрий структурные (морфологические, для
человека антропологические) и функциональные, которые в свою очередь могут быть представлены
неравномерностью или неравноценностью физиологической работы симметричных органов,
несхожестью психического функционирования полушарий и периферических отделов парных
анализаторов. Анатомические, экспериментальные и бытовые данные говорят о том, что кортикальная
асимметрия проявляется главным образом в тех функциях, которые приобретаются в течение
длительного периода в детстве и имеют социальную значимость. Морфологическими и
функциональными предпосылками оценки пространственно-временной структуры является наличие
минимум двух отражающих аппаратов, обеспечивающих количественные различия в приеме одних и
тех же компонентов объективной реальности. Для любой локализации процесса и результата
необходима, как известно, помимо источника раздражения еще и фиксация начала отсчета (нулевая
координата), по отношению к которому и происходит оценивание (в отношении времени точкой отсчета
становятся прошлое, настоящее или будущее). Для реализации этого принципа относительности в
эволюции сформировались парные, специализированные, достаточно независимые, но модально
однородные анализаторные системы с периферической и центральной частями. На их базе позднее, уже
под влиянием социального фактора, возникают ВПФ, процессуально зависимые от возникших на более
ранних этапах механизмов отражения. Отличительной чертой собственно человеческого поведения и
его морфологических предпосылок является исключительная сложность и дифференцированность их
реализации, невозможная без учета очевидной асимметрии предметной организации пространства и, по-
видимому, времени. В анатомической структуре организма и его высшего управляющего органа
мозга подобная реальная асимметрия, сопряженная с активным и целенаправленным поведением
человека, не могла не отразиться в качественно новой по сравнению с более ранними этапами эволюции
форме асимметрии самих отражающих инструментов и их центрального представительства. При
наличии одной и той же конечной задачи формируются различно ориентированные функциональные
психофизиологические блоки ее реализации, относительно привязанные к одному из
специализирующихся полушарий. Однако наиболее адекватное и полноценное решение задачи
активного приспособления осуществляется лишь при скоординированном во времени взаимодействии
этих механизмов, то есть при взаимосвязанной
работе обоих полушарий. Полный баланс между
парными органами и полушариями мозга человека нецелесообразен как в филогенетическом, так и в
онтогенетическом аспекте. Регулярный успех тактики решения задачи ребенком в его конкретных
жизненных условиях приводит к закреплению превалирующей роли тех или иных мозговых
механизмов, функционально связанных с правым или левым полушарием. Исследования последних лет
показали, что в раннем детстве между ролями двух полушарий в обеспечении доминирующих на
данном сенситивном периоде функций существуют сложные динамические, возможно конкурентные
|