окружающему; утрачивается дифференцированность эмоциональных реакций, появляется
неадекватность в переживаниях.
Блейхер приводит результаты исследования больных шизофренией методом «пиктограммы»,
позволяющим ярко охарактеризовать особенности их эмоциональности. Избираемые больными для
опосредованного запоминания образы оказываются лишенными эмоционального содержания, а их связь
со словом-раздражителем мотивируется больными резонерски, с учетом не столько существенных,
сколько «слабых» признаков. Автор приводит следующие примеры пиктограмм больных шизофренией:
к слову «печаль» развернутая книга («В книге Рокуэла Кента есть печаль, сомнения, мировая
скорбь»), «героический поступок» стрела («Я думаю о воинах древности») и т. д.
При исследовании больных шизофренией по методу ТАТ отмечено отсутствие у них
субъективного отношения к содержанию рисунка, они не выделяют эмоциональный подтекст его, нет
переживания особой интимности обследования, обычно связанного с непроизвольной идентификацией
с героями составленных рассказов, отражающих, например у больных неврозами, конфликты и
значимые для них ситуации и отношения. Такой же характер носит и описание больными шизофренией
юмористических рисунков юмор либо им недоступен, либо в сюжете рисунка юмор переносится на
другие, совершенно неадекватные объекты. Проявлением выраженных эмоциональных изменений,
эмоциональной тупости в эксперименте по методу Роршаха является уменьшение у больных
шизофренией цветовых интерпретаций.
С помощью методики аудиторского анализа Бажин и Корнева изучали особенности
распознавания эмоциональных состояний больными шизофренией. Больные шизофренией с клинически
определяемыми явлениями эмоционального снижения сохраняют способность воспринимать и
правильно интерпретировать экспрессивные признаки эмоционального состояния говорящего. У
апатичных, вялых и равнодушных больных чувствительность к эмоциональным стимулам не только
сохранена, но в некоторых случаях даже обостряется. Данные, полученные при использовании
методики аудиторского анализа, нашли подтверждение в другой работе, в которой у больных
шизофренией (F20-F29) одновременно исследовалось восприятие речевой и мимической экспрессии.
Коэффициент корреляции между показателями точности опознания эмоционального состояния диктора
и идентификации мимики равнялся 0,5.
В работе Беспалько также подчеркнуты ограниченность широко распространенных
представлений об эмоциональных расстройствах при шизофрении и необходимость большей их
дифференциации, в частности, для целей восстановительной терапии. Автор выдвигает предположение,
что из трех видов эмоций: эмоциональных реакций, состояний и отношений в начале заболевания
шизофренией страдает главным образом филогенетически самая новая система эмоций участвующая
в формировании эмоциональных отношений. Именно вследствие этого появляются необычные ранее
для» больного склонности, искажения высших этических чувств, изменяются отношения к близким и т.
п. Эмоциональные же реакции и эмоциональные состояния можно рассматривать как менее
специфичные при шизофрении, хотя они и занимают существенное место в их клинических
проявлениях. Для подтверждения данных предположений автор приводит результаты исследований,
целью которых было выявление особенностей восприятия мимики здоровыми и больными
шизофренией. Резкое увеличение крайних оценок мимики (по предъявляемым фотографиям разных
лиц) у больных шизофренией сопровождалось параллельным увеличением крайних оценок в
семантическом дифференциале. Так как семантический дифференциал отражает эмоциональные
отношения, то на характеристиках мимики, замечает автор, вероятно, сказывается патологическое
искажение эмоциональных отношений, и уже вторично это влияет на оценки мимики.
Указанные работы в своем значении выходят за рамки изучения особенностей эмоциональных
расстройств при шизофрении. Освещая более общие проблемы соотношения экспрессии и эмоций,
эмоциональной коммуникации, опосредованно эмпатического потенциала личности больного, они
представляют интерес для разработки психологических и социально-психологических основ
психотерапии и реабилитации.
Заслуживают внимания исследования, проведенные Богатской на больных шизофренией (F20-
F29) с апато-абулическим дефектом. С помощью специально разработанной психофизиологической
методики и методики «незаконченных предложений» даже у этой группы больных с так называемой
эмоциональной тупостью были выявлены «эмоциональные островки» в виде одного или нескольких
эмоционально-значимых отношений (к работе, семье, своему будущему). Именно на эти
«эмоциональные островки» были ориентированы психотерапевтические и социотерапевтические
воздействия.
|