Примером заболевания, при котором обнаруживают яркие изменения эмоционального
состояния, является маниакально-депрессивный психоз (F31). При маниакальной фазе отмечается
патологически повышенное, радостное настроение эйфория. Окружающее воспринимается
больными в радужных, светлых тонах. При депрессивной фазе, напротив, изменение эмоционального
состояния имеет противоположную направленность и характеризуется как
меланхолическое
(депрессивное). Для него характерны мрачные оценки происходящего, пессимистические взгляды на
будущее. При обеих фазах заболевания отмечают также изменения познавательных процессов, в
частности мышления (бредовые идеи переоценки личности в одной фазе и идеи самообвинения,
самоуничижения, греховности в другой).
С целью изучения влияния собственного аффективного состояния аудитора на распознавание
эмоциональных характеристик речи исследовали больных, находившихся в депрессивной фазе
маниакально-депрессивного психоза. Оказалось, что наибольшие трудности возникали при
идентификации состояния пониженного настроения, в то время как распознавание других
эмоциональных состояний существенно не менялось.
Эмоционально-аффективные расстройства обычны для больных с органическими заболеваниями
головного мозга (F00-F09). Повышенная раздражительность, эксплозивность характерны для лиц,
перенесших травмы головного мозга (S06); эмоциональная гиперэстетическая слабость и «недержание
эмоций» с сосудистыми церебральными заболеваниями (I00-I99); раздражительность, недержание
аффекта, эйфория, тревожно-боязливое или безучастно-депрессивное настроение наблюдаются при
различных органических заболеваниях головного мозга.
Описаны нарушения эмоционально-аффективной сферы у больных с височной эпилепсией
(G40). Изменения имеют либо пароксизмальный, либо перманентный характер и проявляются в виде
страха, тревоги, снижения настроения, злобности, реже в виде приятных ощущений в различных
органах, чувства «озарения», «нахождения в раю». У больных джексоновской эпилепсией (G40)
эмоциональные расстройства были значительно менее выраженными, чем при поражении
медиобазальных отделов височных долей.
Эмоциональные нарушения при опухолях височной доли (D43) сходны с теми, которые
отмечены при височной эпилепсии. У подавляющего большинства больных они также наблюдались при
локализации опухоли в медиобазальных отделах височных долей и, как правило, отсутствовали при
расположении опухоли в поверхностных отделах височной доли.
Таким образом, приведенные данные подтверждают известные представления о роли
медиобазальных отделов височных долей в генезе эмоциональных расстройств.
В качестве примера адекватного планирования и проведения экспериментально-психологических
исследований эмоционально-аффективной сферы больных в соматической клинике, направленных на
изучение внутренней картины болезни, повышение эффективности психотерапевтических и
психогигиенических мероприятий, можно привести работы Зайцева и его сотрудников, в которых
использовался ассоциативный эксперимент. С помощью методики свободных вербальных ассоциаций у
части больных инфарктом
миокарда (I21) были выявлены ассоциативные комплексы,
свидетельствующие о наличии психологической доминанты, отражающей представления о болезни и
возможном неблагоприятном ее исходе. Характерные для больных инфарктом миокарда расстройства в
эмоционально-аффективной сфере нашли отражение в эмоционально насыщенных ассоциациях и в
готовности продуцировать словесные ассоциативные комплексы с аффективной окраской. Так, от слов
«раненый, мертвый, могила», связанных с тематикой военных лет, больной перешел к комплексу «морг,
больница, инфаркт, смерть». Этот комплекс указывал на имеющуюся у него психологическую
доминанту, отражающую особенности внутренней картины болезни. Представляет интерес, что у всех
больных инфарктом миокарда, у которых до лечения были выявлены подобные ассоциативные
комплексы, они исчезали под влиянием лечебно-реабилитационных воздействий. В контрольной группе
здоровых в процессе того же эксперимента отмечены смысловые ассоциации обычного содержания.
Контрольные вопросы
1. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все
указанные, кроме:
1) построения эксперимента по типу функциональной пробы;
2) стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;
3) качественного анализа хода и результатов исследования;
|