1) Павлов;
2) Анохин;
3) Быков;
4) Симонов.
5. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:
1) Карасу;
2) Экскюлем;
3) Энгелем;
4) Любаном-Плоцца.
6. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:
1) Александер;
2) Витковер;
3) Данбар;
4) Поллак;
7. Поведенческий тип А «является фактором риска»:
1) желудочно-кишечных заболеваний;
2) злокачественных новообразований;
3) нарушений дыхательной системы;
4) сердечно-сосудистых заболеваний.
8. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в
психосоматике, были описаны:
1) Александером;
2) Джеллиффе;
3) Фрейдом;
4) Адлером.
9. Термин «алекситимия» ввел:
1) Эллис;
2) Карасу;
3) Сифнеос;
4) Розенман.
10. Концепцию «органных неврозов» разработал:
1) Витковер;
2) Энгель;
3) Френч;
4) Дойч.
Глава 15. Психология аномального развития
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая
диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При
исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о
психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени
выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии
возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного
болезненным процессом, его последствиями.
В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям
определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на
которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки
нарушения развития дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине
дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в
условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при
которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В
этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда
психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов,
затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.
|