К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся
в первую очередь следующие.
1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая
квалификация.
2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов,
связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в
условиях болезни.
3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера,
происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение,
уменьшение или устранение.
4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических
функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих
место при локальных поражениях мозга.
Психология аномального ребенка в смежных дисциплинах. Изучение закономерностей
аномалий развития психики сосредоточено в сфере детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной педагогики) и детской психиатрии. Дефектология как область
знания сложилась в результате развития и интеграции отдельных ее отраслей: сурдопедагогики
(воспитание и обучение детей с недостатками слуха); тифлопедагогики (воспитание и обучение детей с
дефектами зрения); олигофренопедагогики (воспитание и обучение умственно отсталых детей);
логопедии (изучение и коррекция недостатков речи), а также выявления общих закономерностей
развития, обучения и воспитания аномальных детей. Адекватным в этих условиях является
комплексный подход к изучению аномальных детей различными специалистами (педагогами, врачами,
дефектологами, психологами, физиологами).
Развитие дефектологии тесно связано с детской неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и педиатрии, благодаря которой оказалось возможным изучение
онтогенеза нервной системы ребенка, соответствия развития нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений развития, а также исследование изменений нервной системы
при различных патологических состояниях, ее роли в этиопатогенезе заболеваний детского возраста.
Большое значение для развития дефектологии имеют достижения психологии, в частности, таких
ее отраслей, как нейропсихология и детская патопсихология. Нейропсихологический анализ позволяет
на основе клинических и экспериментально-психологических данных очертить круг поражений
психических процессов, возникающих при локальных поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности распада психической деятельности и свойств целостной
личности в ситуации болезни, основанные на сравнительном анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и свойств личности в норме.
По мере возникновения детской психиатрии в патогенезе и клинической картине болезни все
большее значение стало придаваться роли возраста, а также симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях болезни, явлений дизонтогенеза. Если объектом
дефектологических исследований является дизонтогенез, обусловленный, как правило, уже
завершенным болезненным процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании
аномалий развития в процессе текущего заболевания (шизофрении (F20-F29), эпилепсии (G40) и т. д.),
динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий (F60-
F69)) и аномальном развитии личности в результате деформирующего влияния отрицательных условий
воспитания (различные варианты патохарактерологического формирования личности). Смягчение
остроты психопатологических симптомов в связи с развитием фармакологии увеличило процентное
соотношение детей, способных к обучению. Параллельно расширению психофармакологической
помощи больным детям все более актуальной и перспективной становится проблема психолого-
педагогической реабилитации и коррекции.
Понятие дизонтогении и основные виды психического дизонтогенеза. В 1927 г. Швальбе
впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая с его помощью отклонения внутриутробного
формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали
понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно
ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не
достигли зрелости (Ушаков). Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в
зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения,
времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых
|