находится больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического
дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект,
эмоциональная и мотивационная сфера (Лебединский). В отечественной литературе применительно к
дизонтогениям принят термин «аномалии развития». Основными типами психического дизонтогенеза
считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.
Регрессия (регресс) возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного,
функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением
функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может
привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может
быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при
раннем детском аутизме (F84.0). Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В
то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде,
но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом
патологическом воздействии: при шоковой психической травме (F43.0), при остром начале
шизофренического процесса.
Явления регресса дифференцируют от явлений распада,
при котором происходит не возврат
функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее
поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.
Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают
общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь
идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств
личности.
Асинхрония,
как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие
(Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств
формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и
свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.
Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от
физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур
и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями
физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных
отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической
последовательности, обусловленной законом гетерохронии разновременностью формирования
различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических
функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные
периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной
замедленности ее формирования.
На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и
речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи
является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению
Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении
ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая
функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В
патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается
в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций,
стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не
только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего
развития необходимо координирующее
воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при
тяжелых формах умственной отсталости (F70-F79) весь моторный репертуар больного ребенка может
представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и
тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько
недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.
Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы
характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация,
трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в
познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы
тормозят психическое развитие. Так, по данным Макфарлейн, «пик» детских страхов в норме ограничен
|