формирования взаимоотношений с окружающими людьми.
По глубине дефекта умственная отсталость (олигофрения) традиционно подразделяется на три
степени: идиотия (F73), имбецильность (F71) и дебильность (F70).
Идиотия самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически
отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти
ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов
чувствительности. Ходить эти дети начинают поздно, их движения плохо координированы. На чужую
мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в своих естественных отправлениях, неспособны к
самообслуживанию. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения
маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону. При идиотии средней и
легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и
жестикуляции. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Дети-идиоты не обучаются и
находятся с согласия родителей в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно
отсталых), а по достижении 18-летнего возраста переходят в специальные интернаты для хронически
больных.
Имбецильность (F71) более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости.
Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных
несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь,
мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти,
восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически
необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении, как и дети-идиоты, они
являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц.
Дебильность (F70) наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и
особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой
общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости,
сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной
деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и
письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в
сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями
эмоционально-волевой сферы, все это значительно ограничивает круг их возможной трудовой
деятельности.
Задержанное психическое развитие. Под термином «задержка развития» (F84.9) понимаются
синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных,
сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в
генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней
депривации, плохого ухода и т. д.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии
задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические
соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального
(остаточного) характера.
Задержки психического развития церебрального происхождения, при хромосомных нарушениях,
внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую
сложность при отграничении их от умственной отсталости (F70-F79).
В исследованиях Певзнер и Власовой выделены две основные формы задержки психического
развития: 1) задержка психического развития, обусловленная психическим и психофизическим
инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи,
где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы); 2) задержка (возникшая на
ранних этапах жизни ребенка), обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими
состояниями. Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма
рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах.
Исходя из этиологического принципа, выделено 4 основных варианта задержки психического
развития: 1) задержка психического развития конституционального происхождения; 2) задержка
психического развития соматогенного происхождения; 3) задержка психического развития
психогенного происхождения; 4) задержка психического развития церебрально-органического генеза
(Лебединская). В клинико-психологической структуре каждого из вариантов задержки психического
развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
При задержке психического развития конституционального происхождения (гармонический,
|