психический и психофизический инфантилизм) инфантильности часто соответствует инфантильный
тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей
находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего
возраста. Гармонический психофизический инфантилизм представляет собой некоторое запаздывание
темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-
волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. На первый план
выступает неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий.
Особенно быстро детям надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного
внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном
интеллекте отмечаются недостаточно выраженные интересы к занятиям по письму, чтению, счету.
Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность,
внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему
поведению. Они могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на
игру или что-то, доставляющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими
вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.
Дисгармоничный психический инфантилизм может быть связан с эндокринными заболеваниями:
при недостаточной выработке гормонов надпочечников и половых желез в возрасте 12-13 лет возникает
задержка полового созревания. Такие подростки медлительны, быстро устают; работоспособность у них
крайне неровная. Обнаруживается снижение памяти, нарушение концентрации внимания. Двигательные
навыки и умения развиты недостаточно: лица с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом
неуклюжи, медлительны и неповоротливы. Такие дети и подростки могут характеризоваться
повышенным интеллектом, отличаются большой эрудицией, однако не всегда могут использовать свои
знания, так как бывают очень рассеяны и невнимательны. Они очень обидчивы, болезненно переживают
свои неудачи в учебе и трудности в общении со сверстниками.
Психогенно-обусловленный инфантилизм может быть связан с неправильными условиями
воспитания, обычно в семьях, где растет лишь один ребенок, которого опекают сразу несколько
взрослых, что часто препятствует развитию у ребенка самостоятельности, воли, умения, а, в
последующем, и желания преодолевать жизненные трудности. При нормальном интеллектуальном
развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет самостоятельно
выполнять задания. Адаптация, как правило, затруднена из-за таких черт, как эгоизм,
противопоставление собственных интересов интересам окружающих. Особенно выделяют детей с так
называемой микросоциальной запущенностью. Эти дети имеют недостаточный уровень развития
навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы вследствие длительного нахождения
в условиях дефицита информации, не только интеллектуальной, но часто и эмоциональной депривации.
Неблагоприятные условия воспитания (например, при алкоголизме родителей, в условиях
безнадзорности) обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной
активности детей в раннем возрасте.
Соматогенная задержка психического развития характеризуется эмоциональной незрелостью,
которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными
нарушениями соматической сферы, в первую очередь, пороками сердца. В замедлении темпа
психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, как соматической, так и
психической.
Несмотря на то, что задержка психического развития психогенного происхождения связана с
неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии развития не исключает ее
патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое
развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости (F60.3) (с
неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью). В условиях гиперопеки психогенная
задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок. В
психотравмирующих ситуациях, а также в условиях воспитания, где преобладает жестокость или грубая
форма авторитарности, нередко формируется невротическое развитие личности (F60.9).
При задержке психического развития церебрально-органического генеза необходимы срочные
психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причины этой формы задержки психического
развития сходны с причинами, приводящими к олигофрении (F70-F79). Это сходство определяется
органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.
Дифференциальная диагностика этих аномалий (выраженное и необратимое недоразвитие в виде
олигофрении, замедление темпа психического развития) зависит от массивности поражения мозга и от
|