уровня развития мыслительных операций, опережающем возрастные нормы, в характерных
односторонних способностях (математических, конструктивных и других) и интересах. В то же время
отмечается несостоятельность в практической
жизни, в усвоении обыденных навыков, способов
действий, особые трудности в установлении взаимоотношений с окружающими. При поступлении в
школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов
учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных
норм. Особую трудность составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение.
Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной
работы, в которой выделяют следующие основные этапы.
1. Психологическая коррекция:
а) установление контакта со взрослыми;
б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и
сверстниками;
г) формирование целенаправленного поведения;
д) преодоление отрицательных форм поведения агрессии, негативизма, расторможенности
влечений.
2. Педагогическая коррекция раннего детского аутизма:
а) формирование активного взаимодействия с педагогом;
б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики,
внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).
3. Медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая
психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
4. Работа с семьей:
а) психотерапевтическая работа с членами семьи;
б) ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка;
в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в
домашних условиях;
г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка (Астапов).
Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности. Это
аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в
эмоциональной и волевой сферах. Этиология психопатий связывается либо с генетическими,
наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах
онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием
длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Большое
значение в этом отношении имеют дефекты воспитания.
Существуют различные классификации психопатий. Одни авторы (Крепелин, Ганнушкин)
исходят из положения о том, что при психопатиях происходит количественное заострение и усиление
тех или иных черт характера; поэтому они распределяют все психопатии по группам, соответствующим
классификациям человеческих характеров. Другие исследователи (Певзнер, Сухарева) пытаются
классифицировать психопатии по этиологическому признаку. В третьем случае типология основана на
обобщении двух предыдущих классификаций (Личко, Ковалев). Несмотря на разнообразие
классификаций, сложности механизмов возникновения и развития, клинико-психологическая структура
отдельных вариантов психопатий описывается достаточно сходно. В особенности это касается
психопатий детского возраста.
Принята следующая систематика психопатий:
конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в
значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется
свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;
органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на
формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым
токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.
К конституциональным психопатиям относятся шизоидная (F60.1), эпилептоидная (F60.30),
циклоидная (F34.0), психастеническая (F48.8) и истероидная психопатии (F60.4).
Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма. Его
эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и
|