сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие
достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.
В качестве факторов, предрасполагающих к патологическому формированию личности под
влиянием неблагоприятной среды, отмечаются: органическая церебральная недостаточность
остаточного характера, акцентуация характера, а также дисгармоническое протекание периода полового
развития. Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:
закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др.,
возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами
личности;
непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных
патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).
При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют 4 основные варианта:
аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с
определенными особенностями неблагоприятной среды.
Аффективно возбудимый вариант патохарактерологического формирования личности (F60.3)
обусловлен воздействиями неблагоприятной среды: длительные конфликтные ситуации, алкоголизм
родителей, ссоры, агрессивность членов семьи по отношению друг к другу. В таких семьях у ребенка
развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная
готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения
взрослых, или как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента
характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.
Тормозимый вариант патологического развития личности (F60.7) чаще формируется в условиях
такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке
самостоятельность, инициативность, делая его робким, застенчивым, обидчивым, а в дальнейшем
пассивным и неуверенным в себе. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-
психологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности,
возникающее в тех случаях, когда длительная психотравмирующая семейная ситуация приводит к
развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость,
ипохондричность, склонность к беспокойству и тревоге. Невротическое развитие личности часто
возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.
Истероидный вариант патологического развития личности (F60.4) чаще наблюдается у девочек
и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперопеки,
неправомерно завышенной оценки его внешности и способностей (воспитание по типу «кумира
семьи»). Однако этот вариант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную
ситуацию, как реакция протеста.
Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости (F60.3)
обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, привычка к
волевому усилию, способность преодолевать трудности. Черты патологической незрелости
эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, эмоциональной неустойчивости,
внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности является вариантом
психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.
Описывается также особый вид аномального психического развития дисгармоническое
протекание периода полового созревания: как его ускорение, так и задержка. Эти аномалии развития
могут быть связаны как с генетическими особенностями, так и с экзогенно обусловленной органической
недостаточностью нервной системы. При наличии неблагоприятного окружения патологические черты,
обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для
патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенностью
влечений, асоциальным поведением.
Контрольные вопросы
1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний
возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
1) ретардация;
2) регрессия;
3) распад;
|