12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся
дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:
1) задержка психического развития;
2) олигофрения;
3) психопатия;
4) акцентуация характера.
Глава 16. Психология отклоняющегося поведения
Понятие отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное от позднелат. deviatio
отклонение) поведение система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в
обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относят:
преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое
пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и т. п.). Как правило,
существует связь между этими видами отклоняющегося поведения, которая заключается в том, что
совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное
поведение. В исследованиях, посвященных отклоняющемуся поведению, значительное место отводится
изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей
предупреждения и преодоления. В происхождении такого рода поведения особенно большую роль
играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности
характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение в виде делинквентных (от лат.
delinquens) противоправных и аутоагрессивных поступков может быть как патологическим,
обусловленным различными формами патологии личности и личностного реагирования, так и
непатологическим, то есть психологическим (Амбрумова). Сами по себе девиантные поступки не
являются обязательным признаком психических нарушений и, тем более, серьезного психического
заболевания. В основном они обусловлены социально-психологическими девиациями личности, прежде
всего, микросоциально-психологической запущенностью, а также ситуационными
характерологическими реакциями (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.). В части случаев
девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования
личности и с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, и потому
относится к проявлениям психической патологии, чаще пограничной.
Наиболее важными критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от
непатологических являются следующие (Ковалев):
1) наличие определенного патохарактерологического синдрома, например, синдрома
повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных,
эпилептоидных, гипертимных черт характера;
2) проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка
микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков;
3) полиморфизм девиантного поведения, то есть сочетание у одного и того же подростка
девиантных поступков разного характера антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных,
аутоагрессивных;
4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня аффективными,
сомато-вегетативными, двигательными;
5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного
поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической
трансформации личности.
Клинико-физиологические основы отклоняющегося поведения. Патологические формы
девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связаны в основном с
патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными
патологическими формированиями личности (F60-F69), ранними проявлениями формирующихся
психопатий (ядерных и органических (F60-F69)), а также с непроцессуальными (резидуально-
органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями (F07.0).
Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического
расстройства описаны Ковалевым. Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции
являются психогенными личностными реакциями, проявляющимися в стереотипных отклонениях
|