Navigation bar
  Print document Start Previous page
 295 of 541 
Next page End  

поведения (по типу «клише»), которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют
склонность превышать определенный «потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников, а
также, как правило, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами и ведут к более или менее
длительным нарушениям социальной адаптации. Эти реакции отличают от реакций
«характерологических» — непатологических нарушений поведения у детей и подростков, которые
проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не
сопровождаются соматовегетативными нарушениями. Патологические ситуационные реакции чаще
развиваются постепенно на основе психологических, однако у детей и подростков с психопатическими
чертами характера, резидуально-органическими церебральными изменениями, даже минимальными, а
также при патологически протекающем пубертатном кризе эти реакции могут сразу возникать как
патологические.
Патохарактерологические реакции, в противоположность острым аффективным, оказываются
затяжными, продолжительными нарушениями — они длятся многие недели, месяцы и даже годы.
Проявляются, в основном, ситуативно обусловленными патологическими нарушениями поведения:
делинквентностью, побегами из дома, бродяжничеством, ранней алкоголизацией и употреблением
других психоактивных веществ, суицидальным поведением, транзиторными сексуальными девиациями
(F69.5). Среди делинквентных подростков до 16 лет 71% алкоголизируются, 54% совершают побеги из
дома; у 10% отмечаются сексуальные девиации, у 8% — суицидные попытки (Семке).
Психогенные патохарактерологические формирования личности (F60-F69) представляют собой
становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под
влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов
(неправильного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций, прежде всего вызывающих
патологические ситуационные реакции личности). Это понятие тесно связано с разработкой
представлений о возможности возникновения под влиянием неблагоприятных факторов
микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности — «реактивной психопатии» по
Краснушкину, «краевой психопатии» по Кербикову.
Под психопатиями (F60-F69) в клинической психиатрии понимают патологические состояния,
характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и
выраженностью патологических расстройств, в той или иной мере препятствующих полноценной
социальной адаптации субъекта. Диагностика психопатий основывается на клинических критериях,
предложенных Ганнушкиным. Поведенческие расстройства при психопатиях с импульсивностью,
агрессивностью, пренебрежением к существующим морально-этическим нормам обусловливают
социальный аспект этой проблемы. Еще в первых клинических описаниях аномалий личности
(Кандинский, Бехтерев) обращали внимание на те характерологические черты, которые могут иметь
значение для формирования преступного поведения: проявляющаяся с детства жестокость по
отношению к людям и животным, эгоизм, отсутствие сострадания, наклонность ко лжи и воровству,
неуравновешенность эмоций, нарушение нормального соотношения между силой внешних
раздражителей и реакцией на них, патология влечений (F63).
Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте является спорной в связи с
незрелостью, несформированностью структуры личности в эти периоды жизни. Тем не менее
исследования ряда отечественных психиатров (Сухарева и др.) показали существование ряда форм
психопатий, прежде всего конституциональных («ядерных») не только в подростковом, но и в детском
возрасте. В детском возрасте (примерно к 11-12 годам), по данным Личко, проявляются основные
компоненты психопатий эпилептоидного (F60.30) и шизоидного типа (F60.1), а у старших подростков
— признаки неустойчивого (F60.3), истерического (F60.4) и гипертимного типа (F60.3).
В отличие от психопатий, при психопатоподобных состояниях (F61.1) происходит не нарушение
процесса формирования личности, а ее «поломка», дефект, связанный с экзогенным (инфекционным,
травматическим и др.) повреждением механизмов и структур формирующейся личности. Общей
основой этих состояний является вариант органического психосиндрома (F07.9), характеризующийся
дефектом эмоционально-волевых свойств личности. Психоорганический синдром — симптомокомплекс
нарушений памяти, интеллекта и аффективности, характеризующийся истощаемостью психических
процессов, недостаточностью активного внимания, снижением памяти, прежде всего, расстройством
процессов произвольного запоминания и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической
деятельности мышления с тенденцией к ориентации на конкретно-ситуативные признаки явлений. Этот
синдром характеризуется особенностями эмоциональности, связанными с недостаточным контролем
над эмоциями, их периодическим отреагированием в виде своеобразных аффективных «разрядок»,
Hosted by uCoz