«психологическое вмешательство» ответить однозначно трудно. Их сопоставление обнаруживает
очевидное сходство. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как
целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое
вмешательство реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются
психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на
решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические
вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции
профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое
вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию.
Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Также требуют разграничения понятия
«психологическая (клинико-психологическая) коррекция» и «психологическое (клинико-
психологическое) вмешательство)» с понятием «психотерапия»: психотерапия является одной из
функций или одной из целей психологической коррекции или психологического вмешательства в
клинике (клинико-психологического вмешательства).
Психологическое консультирование. Единого понимания этого термина также не существует.
В самом общем виде консультирование понимается как профессиональная помощь человеку или группе
людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или
проблемной ситуации и в настоящее время широко используется в различных сферах человеческой
практики: школьное консультирование, семейное консультирование, профессиональное
консультирование, организационное консультирование. Все эти виды консультирования, как правило,
включают и психологические, и социально-психологические аспекты, связанные с
межличностным
взаимодействием, групповой динамикой, психологическими аспектами управления. Собственно
психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на
помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений
психологического характера. Существуют три основных подхода к психологическому
консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализе
сущности и внешних причин проблемы, поиске путей ее разрешения; б) личностно-ориентированное
консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения
проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения их в будущем; в) консультирование,
ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы. Очевидно, что личностно-
ориентированное консультирование по своей направленности близко к психотерапии.
Трудно провести четкую границу между понятиями «психологическое консультирование» и
«психотерапия». Определение психотерапии как работы с больными, а консультирования со
здоровыми, удовлетворяет не полностью даже формальному критерию. Психологическое
консультирование используется и в медицине (например, психологическое консультирование
беременных или пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не проходящими
собственно психотерапевтического лечения, а обратившихся за помощью в связи с личными
проблемами, прямо не связанными с их заболеванием), а психологическая работа с лицами, имеющими
серьезные личностные проблемы, содержательно ничем не отличается от психотерапии.
Большинство авторов подчеркивают скорее сходство между психотерапией и психологическим
консультированием. Психотерапия и психологическое консультирование: а) используют
психологические средства воздействия; б) выполняют в основном функции развития и профилактики (а
иногда
и лечения, и реабилитации); в) имеют своей целью достижение позитивных изменений в
когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности; г)
содержат в качестве своей научной основы психологические теории; д) нуждаются в эмпирической
проверке (изучении эффективности); е) осуществляются в профессиональных рамках. В отношении
различий между психотерапией и консультированием существуют различные взгляды. Так, Нельсон-
Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс,
ориентированный на профилактику и развитие. Автор выделяет в консультировании цели, связанные с
коррекцией (например, преодоление тревоги или страха) и с развитием (например, развитие
коммуникативных навыков). С его точки зрения, консультирование преимущественно является
коррекционным. Коррекционные цели обеспечивают выполнение профилактических функций. Развитие
связано с задачами, которые человеку необходимо решать на различных этапах своей
жизни
(профессиональное самоопределение, отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, создание
семьи, реализация собственных возможностей, раскрытие ресурсов). Большое значение придается также
повышению личной ответственности за собственную жизнь. Конечная цель консультирования
|