расстройствах ее функционирования. Реализация личностного подхода в психотерапии предполагает
детальное изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации,
особенностей поведения и их трансформации в процессе заболевания. Такая информация необходима
как для решения задач патогенетической и дифференциальной диагностики, так и в ходе лечебно-
восстановительной, психотерапевтической и психокоррекционной практики, а также лечебно-
профилактической работы в соматической клинике с учетом психосоциальных реакций на соматические
болезни и их последствия. Одной из узловых проблем является разграничение преморбидных
особенностей личности и характеристик, привнесенных заболеванием. Другая важная задача
исследования личности больного состоит в определении участия психологического компонента в генезе
различных форм патологии: от большого круга болезней, в этиопатогенезе которых психологическому
фактору принадлежит решающая (неврозы (F40-F48)) или существенная роль (другие пограничные
расстройства, психосоматические заболевания и др.) до заболеваний, в которых психический фактор
проявляется как реакция личности на болезнь, приводящий к изменению психологического
функционирования индивида в связи с соматическим расстройством. В качестве модели трансформации
личностных особенностей может рассматриваться невроз с основными его стадиями. Выделяют
первичные, вторичные и третичные личностные образования. Первичные связаны преимущественно с
темпераментом. Вторичные определяются нарушениями значимых отношений пациента. Третичные
представляют собой усиление этих черт при затяжном течении невроза и невротическом развитии
до степени характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, во многом
определяющих поведение человека и его адаптацию. Рассмотренные на модели невроза первичные,
вторичные и третичные особенности личности можно выделить и в структуре личностных расстройств
при других нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Учет первичных, вторичных и
третичных личностных образований чрезвычайно важен при выборе оптимальной
психотерапевтической тактики. Если при первичных личностных расстройствах существенную роль
играют биологические методы лечения, то коррекция вторичных личностных нарушений требует уже
проведения личностно-ориентированной психотерапии. Коррекция третичных личностных расстройств,
обнаруживающихся в поведенческой сфере, наиболее конструктивно протекает, если личностно-
ориентированная психотерапия дополняется различными вариантами поведенческого тренинга.
Таким образом, только при учете специфики личностных нарушений разного уровня
психотерапия приобретает дифференцированный и содержательный характер.
Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов.
Понятие «личностный подход» в данном аспекте является более широким и распространяется на все
психотерапевтические методы, в том числе и на симптомоцентрированные, решающие скорее
тактические задачи. Это означает, что любое психотерапевтическое воздействие должно учитывать
личностные особенности пациента и специфику личностных нарушений, анамнез жизни и болезни,
установки и отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования. Так, например, в
суггестивной психотерапии выбор применяемых методов и их направленность (гипноза, внушения в
состоянии бодрствования, косвенного внушения) зависит от особенностей личности больного, его
внушаемости, податливости гипнозу, степени личностных изменений, связанных с болезнью,
отношения больного к своему заболеванию.
Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения. Этот аспект
личностного подхода в психотерапии отражает направленность той или иной психотерапевтической
системы на достижение изменений личности, а не только на редукцию симптоматики. Такие
психотерапевтические школы часто называют личностно-ориентированными или личностно-
ориентированной психотерапией. Само название указывает, что здесь понятие личности является
центральным. В личностно-ориентированной психотерапии наглядно реализуется личностный подход, а
ее многочисленные методы и приемы базируются на различных теориях и концепциях личности
(например, психоаналитической или гуманистической). Следует различать личностный подход в
психотерапии и личностно-ориентированную психотерапию в целом от конкретной
психотерапевтической школы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии,
которая представляет собой не общий подход или общую ориентацию на личностные изменения, а
самостоятельную психотерапевтическую систему с собственной концепцией личности и личностных
нарушений.
Показания к психотерапии. Комплексный подход в лечении различных заболеваний,
учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и
социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый
|