задачами развития коммуникативных навыков частично решаются также и проблемы сохранения и
укрепления здоровья).
Психотерапия тесно связана также с общей и клинической (медицинской) психологией,
психологией личности, социальной психологией и социологией. Теоретическая психология, в частности
клиническая (медицинская) психология и психология личности, выступает в качестве теории
психотерапии, особенно в тех случаях, когда речь идет не просто о симптоматическом лечении, а о
психотерапии, направленной на личностные изменения. В групповой психотерапии особое значение
приобретает также социальная психология, различные социально-психологические феномены, такие,
например, как групповая динамика, закономерности межличностного взаимодействия, социальных
интеракций, коммуникации и пр. Этим обусловлено тесное сотрудничество в лечебной практике врача-
психотерапевта и психолога. В свою очередь, психотерапия способствует развитию психологии. Здесь
уместно напомнить, что многие личностные концепции первоначально возникали именно как результат
анализа работы с пациентами больными неврозами (F40-F48). Ввиду включения в психотерапию все
большего числа специальных конкретных приемов расширяются ее связи с искусством, музыкой,
лингвистикой и другими областями знаний с учетом значения их достижений для совершенствования
психотерапевтического процесса.
Интердисциплинарный характер психотерапии отражается также в организации
психотерапевтической службы и образования в области психотерапии. Расширяется сеть
психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров, психотерапия включается в
территориальные программы обязательного медицинского страхования, увеличивается количество
кабинетов психологической коррекции и психологической помощи на промышленных предприятиях и в
других учреждениях, служб психологического консультирования, школьной психологической службы и
пр. Интеграция психотерапии в медицину осуществляется и через семейных врачей, врачей разных
специальностей невропатологов, кардиологов, онкологов и др.
Новые требования к психотерапии, более четкое определение ее места среди других
медицинских дисциплин, разработка критериев эффективности и профессионализма предполагают
создание комплекса преемственных и взаимосвязанных программ, которые позволяют осуществить
более качественную подготовку психотерапевтов и других специалистов, использующих в своей работе
психотерапевтические вмешательства. Проблему интердисциплинарного характера психотерапии
можно рассматривать как этап развития психотерапии, поскольку научные направления, прошедшие
фазу интердисциплинарности, становятся самостоятельными, независимыми от тех дисциплин, в
рамках которых они развивались первоначально. Рассматривая перспективы развития психотерапии,
можно полагать, что включение в различные сферы медицинской деятельности (диагностическую,
терапевтическую, реабилитационную, профилактическую) элементов психотерапии способствовало бы
более полной реализации ее интердисциплинарного характера.
Личностный подход в психотерапии. Это понятие отражает важнейший методологический
принцип медицины и клинической (медицинской) психологии, традиционно подчеркиваемый в
отечественной литературе. Личностный подход это подход к больному человеку как к целостной
личности с учетом ее многогранности и всех индивидуальных особенностей.
Иногда различают личностный и индивидуальный подход. Последний принимает во внимание
конкретные особенности, присущие данному человеку. Индивидуальный подход может включать и
личностный (если при этом учитываются и личностные, и соматические характеристики), а может быть
и более ограниченным (в том случае, когда он учитывает только какие-либо отдельные личностные или
отдельные соматические особенности).
Личностный подход в психотерапии реализуется в трех основных направлениях: 1) изучение
личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений в целях оптимизации
психотерапевтических воздействий; 2) учет личностных особенностей при использовании любых
психотерапевтических методов; 3) ориентация психотерапевтического процесса на личностные
изменения. Первые два аспекта касаются использования практически всех психотерапевтических
методов. Третий относится к психотерапевтическим направлениям, целью которых является
достижение личностных изменений.
Изучение личности больного, закономерностей ее развития и специфики нарушений в целях
оптимизации психотерапевтических воздействий. Психотерапия является инструментом реализации
личностного подхода. Поэтому
психотерапевтическое воздействие предполагает знание врачом основ
клинической (медицинской) психологии, объект изучения которой личность больного. Развитие
психотерапии тесно связано с разработкой учения о личности, ее механизмах, закономерностях и
|