возникновения, а также труды Павлова и Бехтерева. Методологическими предпосылками бихевиоризма
были принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только
феномены, доступные непосредственному наблюдению. Бихевиоризм во многом развивался в качестве
альтернативы интроспективной психологии и исключил из области своего рассмотрения все
психологические феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению.
С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении,
поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной
непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно
измерить и на которые можно воздействовать и, следовательно, изучать так же, как это принято в
естественных науках. Ортодоксальный бихевиоризм по сути отождествляет психику и поведение.
Поведение понимается при этом как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды,
фиксируемых стимулов. Человек рассматривается как носитель определенных форм поведения,
формирующихся по принципу «стимул
реакция». Все внутренние психологические звенья, все
психологические феномены, опосредующие ответные реакции человека, сторонниками
ортодоксального бихевиоризма по сути игнорировались как непосредственно не наблюдаемые. Таким
образом, радикальный бихевиоризм ограничивался схемой «стимул реакция». Однако в дальнейшем
бихевиоризм обращается и к опосредующим процессам. Появляется понятие промежуточных
переменных процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека.
Усложнение традиционной бихевиористской схемы «стимул
реакция» за счет введения
промежуточных (интервенирующих, медиаторных) переменных знаменует переход к необихевиоризму,
который связан с именами Толмена и Халла. Основная формула бихевиоризма трансформируется в
формулу «стимул
промежуточные переменные
реакция» (S r-s R). В соответствии с этим
стимулы стали обозначаться как независимые переменные, а реакции как зависимые.
Промежуточные переменные (медиаторы, посредники, интервенирующие переменные) это те
психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы. Под
промежуточными переменными понимают прежде всего совокупность познавательных и
побудительных факторов, действующих между стимулами и ответным поведением. В настоящее время
понятие промежуточных переменных понимается широко и включает сложный комплекс
разнообразных психологических феноменов. В качестве промежуточных переменных рассматриваются
внимание, представления, склонности, мотивы, установки, отношения и даже сознание. Изучение
промежуточных переменных является одной из основных задач психологии поведения.
Центральной проблемой бихевиоризма является проблема приобретения индивидуального опыта
или проблема научения (обучения) приобретения различных умений и навыков. Теории научения,
разработанные бихевиоризмом, послужили основой для развития конкретных методических подходов
поведенческой психотерапии. Поэтому следует более подробно остановиться на этом понятии.
Научение это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и
навыков. Оно рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия
конкретных раздражителей, иными словами, научение является
систематической модификацией
поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного
методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии (а также важного фактора
лечебного действия в других психотерапевтических системах, в частности в групповой психотерапии).
Поведенческая психотерапия, по сути, представляет собой клиническое использование теорий
научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают
процессы классического и оперантного обусловливания и научения по моделям. В соответствии с этим
выделяют три типа научения: научение типа S, научение типа R и социальное научение.
Классическое обусловливание. Классическое обусловливание тесно связано с именем Павлова,
который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов, ставшую основой
для развития поведенческой психотерапии.
Основная схема условного рефлекса S R, где S стимул, R реакция (поведение). В
классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула,
то есть безусловного или условного раздражителя. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом
нейтральный стимул может вызвать ту же реакцию, что и безусловный рефлекс, который протекает
автоматически, на врожденной основе, и не зависит от предшествующего опыта индивида. Иначе, как
нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. Формирование условного рефлекса
происходит при смежности совпадении по времени индифферентного и безусловного раздражителей,
с некоторым опережением индифферентного раздражителя; при повторении многократном
|