сочетании индифферентного и безусловного раздражителей.
Экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем (звонок) и подкрепляет его
безусловным (пища), то есть безусловный стимул используется
для вызывания безусловной реакции
(выделение слюны) в присутствии поначалу нейтрального стимула (звонка). После ряда повторений
реакция (выделение слюны) ассоциируется с этим новым стимулом (звонком), между ними
устанавливается такая связь, что прежде нейтральный безусловный стимул (звонок) вызывает условную
реакцию (выделение слюны). Результатом или продуктом научения по такой схеме является
респондентное поведение поведение вызванное определенным стимулом (S). Подкрепление в данном
случае связано со стимулом (S), поэтому такой тип научения, в процессе которого образуется связь
между стимулами, обозначается как научение типа S.
Можно назвать еще три феномена, связанных с именем Павлова и используемых в
поведенческой психотерапии. Первый это генерализация стимулов: если сформировалась условная
реакция, то ее будут вызывать и стимулы, похожие на условный. Второй различение стимулов или
стимульная дискриминация. Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы.
Третий это угасание. Угасание это постепенное исчезновение условной реакции в результате
устранения связи между условным и безусловным стимулами. Угасание связано с тем, что условный
стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически
появляется безусловный стимул. Если хотя бы условный стимул иногда не подкрепляется безусловным,
то сила условной реакции начинает уменьшаться.
Оперантное обусловливание. Теория инструментального или оперантного обусловливания
связана с именами Торндайка и Скиннера. Скиннер один из виднейших представителей
бихевиоризма, показал, что воздействие окружающей среды определяет поведение человека, он
рассматривает в качестве главного фактора формирования человеческого поведения культуру,
содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкреплений. С их помощью
можно создавать и модифицировать человеческое поведение в нужном направлении. На таком
понимании основаны методы модификации поведения, которые используются не только в
психотерапевтической практике, но и в практике, например, воспитательных воздействий.
Термины «инструментальное научение» и «оперантное обусловливание» означают, что реакция
организма, которая формируется по принципу проб и ошибок, является инструментом для получения
поощрения и предполагает оперирование со средой, то есть поведение есть функция его последствий.
При оперантном обусловливании поведение контролируется его результатом и последствиями.
Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия. В
соответствии со схемой оперантного обусловливания экспериментатор, наблюдая поведение, фиксирует
случайные проявления желательной, «правильной» реакции и сразу же подкрепляет ее. Таким образом,
стимул следует после поведенческой реакции, прямое подкрепление используется через поощрение и
наказание. Результатом научения является оперантное научение, или оперант. В этом случае
подкрепляется не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул, поэтому
такое научение обозначается как научение типа R. Оперантное или инструментальное поведение
поведение типа R это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением. Скиннер,
подчеркивая различия между респондентным и оперантным поведением, указывает, что респондентное
поведение вызвано стимулом, который предшествует поведению, а оперантное поведение стимулом,
следующим за поведением. Иными словами: в классическом обусловливании стимул предшествует
поведенческой реакции, а в оперантном следует за ней.
Следует обратить внимание на соотношение таких понятий, как позитивное и негативное
подкрепление и наказание, различать наказание и негативное подкрепление. Позитивное или
негативное подкрепление усиливает поведение (поэтому иногда используется просто термин
«подкрепление», предполагающий, что целью воздействий является усиление реакции вне зависимости
от того каким будет подкрепление позитивным или негативным), наказание ослабляет.
Позитивное подкрепление основано на предъявлении стимулов (наград), которые усиливают
поведенческую реакцию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет удаления
негативных стимулов. Наказание также подразделяют на «позитивное» и «негативное»: первое
основано на лишении индивида позитивного стимула, второе на предъявлении негативного
(аверсивного) стимула. Таким образом, всякое подкрепление (и позитивное, и негативное) усиливает
частоту поведенческой реакции, усиливает поведение, всякое наказание (и «позитивное», и
«негативное»), напротив, уменьшает частоту поведенческой реакции, ослабляет поведение.
|