Позитивное
Негативное
Подкрепление
Воздействие позитивного стимула
Прекращение действия негативного стимула
Наказание
Воздействие негативного стимула
Прекращение действия позитивного стимула
Приведем конкретные примеры. При позитивном подкреплении животное находит выход из
лабиринта и получает пищу; родители хвалят ребенка за успехи в школе, создают ему возможности для
развлечений. При негативном подкреплении животное находит выход из лабиринта, где действует
электрический ток, и ток выключают; родители перестают постоянно
контролировать, критиковать и
ругать ребенка, если его успеваемость улучшилась. При «позитивном» наказании животное, постоянно
получающее пищевое подкрепление в экспериментальной ситуации, перестает его получать при
неправильном выполнении действия; родители лишают ребенка развлечений за плохую успеваемость.
При «негативном» наказании животное в лабиринте упирается в тупик и ток включают, родители
постоянно контролируют, критикуют и ругают ребенка за плохую успеваемость. Таким образом, первые
два вида воздействия экспериментатора или родителей усиливают реакцию, так как являются
подкреплением, а третье и четвертое уменьшают, являясь наказанием.
Для различения стимула классического условного рефлекса и стимула оперантного условного
рефлекса Скиннер предложил обозначать первый как Sd дискриминантный стимул, а второй как
Sr респондентный стимул. Дискриминантный стимул (Sd-стимул) по времени предшествующий
определенной поведенческой реакции, респондентный стимул (Sr-стимул), подкрепляющий
определенную поведенческую реакцию, следует за ней.
Ниже представлены сравнительные характеристики классического и оперантного
обусловливания.
Классическое обусловливание S-R
Оперантное обусловливание R-S
Научение типа S
Научение типа R
Классическая парадигма Павлова
Оперантная парадигма Скиннера
Реакция возникает только в ответ на воздействие
какого-либо стимула
Желательная реакция может появиться спонтанно
Стимул предшествует реакции
Стимул следует за поведенческой реакцией
Подкрепление связано со стимулом
Подкрепление связано с реакцией
Респондентное поведение поведение,
вызванное определенным стимулом,
предшествующим поведению
Оперантное поведение поведение, вызванное
подкреплением, следующим за поведением
Социальное научение. Этот тип научения основан на представлениях, согласно которым человек
обучается новому поведению не только на основании
собственного, прямого опыта (как при
классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, при наблюдении за
другими людьми, за счет процессов моделирования. Поэтому этот тип научения также называют
моделированием или научением по моделям. Научение по моделям предполагает научение посредством
наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это направление связано, прежде всего, с
именем американского психолога Бандуры, представителя медиаторного подхода (Бандура называл
свою теорию медиаторно-стимульной ассоциативной теорией). Научение по моделям оказывает
следующее действие: а) наблюдатель видит новое поведение, которого ранее не было в его репертуаре;
б) поведение модели усиливает или ослабляет соответствующее поведение наблюдателя; в) поведение
модели имеет функцию воспроизведения, может быть усвоено наблюдателем. С точки зрения Бандуры,
сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных
моделей. Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает
реализацию ранее приобретенных реакций, а также модифицирует уже существующее поведение.
Бандура выделяет три регуляторные системы функционирования индивида: 1) предшествующие
стимулы (в частности, поведение других, которое подкрепляется определенным образом); 2) обратную
связь (главным образом, в форме подкреплений последствий поведения); 3) когнитивные процессы,
обеспечивающие контроль стимула и подкрепления (человек представляет внешние влияния и ответную
реакцию на них символически в виде «внутренней модели внешнего мира»).
Если снова обратиться к основной формуле бихевиоризма S (r-s) R, (где r-s или r-s-r-s-...-r-s
рассматриваются как промежуточные переменные), то очевидно, что решающая роль в процессе
научения принадлежит не подкреплению стимула или реакции организма, а воздействию на
|