промежуточные (медиаторные) переменные. Иными словами, научение в данном случае направлено на
изменение более глубоких, закрытых психологических образований. Конкретные воздействия в рамках
медиаторного подхода концентрируются на тех или иных психологических феноменах (промежуточных
переменных) в зависимости от того, какие психологические процессы рассматриваются в качестве
медиаторных (побудительные, когнитивные и пр.).
Когнитивный подход. В настоящее время большую популярность и распространение приобрели
когнитивные подходы, где в качестве промежуточных переменных рассматриваются когнитивные
процессы; сторонники этих подходов исходят из того, что между ситуацией и эмоцией (стимулом и
реакцией) находятся когнитивные процессы (например, мысль). В качестве примера таких подходов
можно указать взгляды Бека и Эллиса, которые более подробно будут рассмотрены в связи с
концепцией патологии.
Концепция патологии (концепция невроза). Будучи психологической основой поведенческой
психотерапии и поведенческого направления в медицине, бихевиоризм определяет и их подход к
проблеме здоровья и болезни. Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом
того, чему человек научился и чему не научился, а личность это опыт, который человек приобрел в
течение жизни. Невроз (F40-F48) при этом не рассматривается как самостоятельная нозологическая
единица, поскольку нозологический подход отсутствует. В центре внимания оказывается не столько
болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения.
Невротический симптом (невротическое поведение) оценивается как неадаптивное или патологическое
поведение, возникшее в результате неправильного научения. Так, Вольпе определяет невротическое
поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального организма. Айзенк и
Рахман рассматривают невротическое поведение как усвоенные образцы поведения, являющиеся
неадаптивными. Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения,
поэтому поведение, не обеспечивающее адаптацию, патологическое. Нарушения поведения в рамках
поведенческого направления являются приобретенными, то есть представляют собой усвоенную
неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации. Эта неадаптивная
реакция формируется в процессе «неправильного» научения. Примером такого «неправильного»
научения может быть взаимодействие родителей с ребенком, на которого родители обращают
внимание, берут на руки только тогда, когда он что-то делает не так, например, капризничает. Или
ребенок, испытывающий явный недостаток внешних проявлений любви, внимания, тепла и заботы,
получает это в избытке, когда болеет. Таким образом, потребность ребенка во внимании в полной мере
удовлетворяется только тогда, когда он «плохо» себя ведет, иными словами, «плохое», неадаптивное
поведение подкрепляется положительно (удовлетворяется значимая потребность).
Представители когнитивно-поведенческого подхода фокусируют свое внимание на
промежуточных переменных (когнитивных процессах), подчеркивая их роль в развитии нарушений. Бек
полагает, что психологические проблемы, эмоциональные реакции и клинические симптомы возникают
за счет искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и обобщениях, то есть между
стимулом и реакцией есть когнитивный компонент. Иными словами, между ситуацией, внешним
событием (стимулом-S) и неадаптивным поведением, эмоцией, симптомом (реакция-R) существует
сознательная мысль (промежуточная переменная
r-s). При эмоциональных расстройствах причиной
является когнитивный поток, который основан не на реальности, а на субъективной оценке. Каждый
человек в определенном смысле ученый-любитель, он наблюдает мир и делает обобщения. Хороший
«ученый» осуществляет точные наблюдения, выдвигает адекватные «гипотезы» и делает адекватные
обобщения. Плохой «ученый» (мы все часто именно такими и являемся) осуществляет тенденциозные
наблюдения, выдвигает неопределенные «гипотезы» и делает неточные обобщения. Результатом этого
являются гипотезы, которые не подвергаются никакой критической проверке и воспринимаются как
аксиомы, формируя неправильные представления о мире и самом себе неадаптивные когниции или
автоматические мысли. Сам человек может считать их обоснованными, разумными, хотя другими они
могут восприниматься как неадекватные. Автоматические мысли содержат большее искажение
реальности, чем обычное мышление, и выполняют регулирующую функцию, но, поскольку сами
содержат значительные искажения реальности, то не обеспечивают и адекватную регуляцию поведения,
что приводит к дезадаптации.
В рамках этого подхода предпринята попытка выделить наиболее типичные, часто
встречающиеся искажения или ошибки мышления (автоматические мысли): 1) фильтрование
увеличение, усиление негативных аспектов какого-либо события или явления и игнорирование,
отфильтрование позитивных; 2) поляризованность оценок оценка всего в крайних вариантах
|