(черноебелое, хорошоплохо, ноль процентовсто процентов); 3) чрезмерная генерализация
(чрезмерное обобщение) построение общих выводов на основании отдельного события; 4)
паникерство любой инцидент превращается в катастрофу; 5) персонализация постоянное
сравнение себя с другими; представление, что все, что другие люди говорят или делают, связано лично
с нами; 6) ошибочное восприятие контроля представление, что мы контролируем других или
контролируемся другими; 7) правота мнение, что нужно постоянно доказывать свою правоту самому
себе и другим («быть не правым это ужасно»); 8) ошибочное восприятие справедливости
убеждение, что жизнь должна быть справедлива; 9) ошибочные представления об изменениях
представления о том, что мы можем заставить других измениться или они должны измениться, потому
что мы этого хотим; 10) чтение мыслей представления, что мы хорошо понимаем и знаем, что
думают и чувствуют другие люди, почему они поступают именно так, не проверяя этого; 11) моральный
императив восприятие всех чувств и мыслей с точки зрения морали даже тогда, когда нет никакой
моральной подоплеки; 12) эмоциональные рассуждения мнение о том, что то, что мы чувствуем
полностью соответствует действительности, что это правильно; 13) обвинение кого-либо или себя при
негативных событиях мы часто ищем виноватого, хотя очень часто на самом деле винить некого; 14)
глобальные выводы глобальные негативные суждения о другом человеке или самом себе; 15) ложное
представление о божественном вознаграждении представления, что если мы все делаем «правильно»,
то должны быть счастливы и иметь все, что хотим.
Автоматические мысли носят индивидуальный характер, но существуют общие мысли для
пациентов с одним и тем же диагнозом. Существуют автоматические мысли, которые лежат в основе
определенных расстройств. Так, депрессия связана с пессимистическим взглядом на себя и свое
будущее и на окружающий мир, с мыслями об ущербе, потерях в личностной сфере; тревога с
мыслями об опасности, угрозе, о том, что другие будут отвергать, унижать, недооценивать; фобии с
мыслями об опасных событиях, которых нужно избегать, о невозможности общего контроля над
ситуацией. Автоматические мысли специфичны и дискретны, они являются своего рода стенограммой,
то есть представлены в сознании человека в свернутом виде. Задача когнитивной психотерапии состоит
в том, чтобы найти и вскрыть искажения мышления и исправить их. Человека можно обучить
сосредоточению на интроспекции, и он может определить, как мысль связывает ситуацию,
обстоятельства с эмоциональным ответом.
Эллис, как и Бек, считал, что между стимулом и реакцией находится когнитивный компонент
система убеждений человека. Эллис выделял два типа когниций дескриптивные и оценочные.
Дескриптивные (описательные) когниции содержат информацию о реальности, информацию о том, что
человек воспринял в окружающем мире (чистая информация о реальности). Оценочные когниции
содержат отношение к этой реальности в обобщенной оценке (оценочная информация о реальности).
Дескриптивные когниции связаны с оценочными, но связи между ними могут быть различной степени
жесткости. Гибкие связи между дескриптивными и оценочными когнициями формируют рациональную
систему установок (убеждений), жесткие иррациональную. У нормально функционирующего
индивида имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких
эмоционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее
пожелание или предпочтение. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций.
Хотя иногда они и носят интенсивный характер, однако не захватывают человека надолго и поэтому не
блокируют его деятельность и не препятствуют достижению целей. Иррациональные установки это
жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями, которые носят абсолютистский
характер (типа предписаний, требований, обязательного приказа, не имеющего исключений).
Иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого
предписания. Если человек не может реализовать иррациональные установки, то следствием этого
являются длительные, неадекватные эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию
индивида. С точки зрения Эллиса эмоциональные расстройства обусловлены именно нарушениями в
когнитивной сфере, то есть иррациональными убеждениями или иррациональными установками. Эллис
выделил основные типы установок,
чаще всего встречающиеся у невротических пациентов: 1)
установки долженствования, отражающие иррациональные убеждения в том, что существуют некие
универсальные долженствования, которые реализуются всегда, вне зависимости от того, что
происходит в окружающем мире («Мир должен быть справедливым», «Дети должны слушаться
взрослых и научиться выполнять свои обязанности»); 2) катастрофические установки, отражающие
иррациональные убеждения в том, что в мире есть события, которые будут всегда оцениваться как
катастрофические вне зависимости от системы отсчета («Это ужасно, если дети ведут себя плохо на
|