людях», «Невыносимо, когда ситуация выходят из под контроля»); 3) установки обязательной
реализации своих потребностей, отражающие иррациональные убеждения в том, что для того, чтобы
быть счастливым и вообще существовать, человек должен обладать определенными качествами или
вещами. Это тоже определенный вариант долженствования, но отнесенного к себе («Если я принял
решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это хорошо», «Я всегда должен быть на
высоте»); 4) оценочные установки, отражающие иррациональные убеждения в том, что можно
оценивать людей глобально, а не только отдельные аспекты их поведения («Людей можно разделить на
хороших и плохих», «Если человек ведет себя плохо, то его следует осудить»).
Психотерапия. С точки зрения представителей поведенческого направления здоровье и болезнь
являются результатом того, чему человек научился и чему не научился. Неадаптивное поведение и
клинические симптомы рассматриваются как результат того, что человек чему-то не научился или
научился неправильно (усвоенная неадаптивная реакция, которая сформировалась в результате
неправильного научения). В соответствии с этими представлениями о норме и патологии основная цель
клинико-психологических вмешательств в рамках поведенческого подхода заключается в том, чтобы
переучить, заменить неадаптивные формы поведения на адаптивные, «правильные», эталонные,
нормативные, а задача поведенческой психотерапии как терапевтической системы в редукции или
устранении симптома. В целом поведенческая психотерапия (модификация поведения) направлена на
управление поведением человека, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение
поведения к определенным адаптивным формам поведения, на замену страха, тревоги, беспокойства
релаксацией до редукции или полного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения
за счет применения определенных техник. Научение в рамках поведенческой психотерапии
осуществляется на основании уже рассмотренных ранее теорий научения, сформулированных
бихевиоризмом.
Научение осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим,
осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процессом. Психотерапевт рассматривает все
проблемы как педагогические по своей природе и поэтому решает их путем прямого обучения новым
поведенческим реакциям. Пациент должен научиться новым альтернативным формам поведения и
тренировать их. Поведение психотерапевта в данном случае также полностью определяется
теоретической ориентацией: если задачи психотерапии состоят в обучении, то роль и позиция
психотерапевта должны соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора, а
отношения между пациентом и психотерапевтом носят обучающий (воспитательный, образовательный)
характер и могут быть определены как отношения типа «учитель ученик». Психотерапия
представляет собой открытый процесс, непосредственно контролируемый врачом. Психотерапевт
совместно с пациентом составляют программу лечения с четким определением цели (установлением
специфической поведенческой реакции симптома, которая должна быть модифицирована),
разъяснением задач, механизмов, этапов лечебного процесса, определением того, что будет делать
психотерапевт и что пациент. После каждого психотерапевтического сеанса пациент получает
определенные задания, а психотерапевт контролирует их выполнение. Основная функция
психотерапевта состоит в организации эффективного процесса научения.
Собственно научение в рамках поведенческой психотерапии осуществляется на основе ранее
рассмотренных схем, связанных с общими теориями научения, сформулированными бихевиоризмом.
Все существующие методы поведенческой психотерапии непосредственно вытекают из определенных
теорий научения. Методически поведенческая психотерапия не выходит за пределы традиционной
бихевиористской схемы «стимул промежуточные переменные реакция». Каждая школа
поведенческой психотерапии концентрирует психотерапевтическое воздействие на отдельных
элементах и комбинациях внутри этой схемы. В рамках поведенческой психотерапии можно выделить 3
основных вида (или три группы методов), непосредственно связанных с тремя типами научения: 1)
направление, методически основанное на классической парадигме, 2) направление, методически
основанное на оперантной парадигме, 3) направление, методически основанное на парадигме
социального научения.
Примером первого методического подхода может служить систематическая десенсибилизация,
второго так называемая жетонная система, ассертивный тренинг,
разнообразные виды
директивной психотерапии, целью которых является изменение многочисленных психологических
параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные.
Когнитивно-поведенческая психотерапия. В настоящее время существует не менее 10
направлений психотерапии, делающих акцент на
когнитивном научении и подчеркивающих значение
|