того или иного когнитивного компонента (Бек, Эллис, Мейхенбаум). Приводим их общие принципы.
1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении,
образовании и воспитании. Чтобы помочь пациенту изменить неадаптивное поведение, психотерапевт
должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной
структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высоко индивидуализирован для каждого
пациента и семьи. Так, у пациента с личностным расстройством обнаруживаются переразвитые или
недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают
однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на
когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в отношении многих
ситуаций. Эти пациенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя,
окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психотерапевту необходимо изучить
историю семьи и понять, что поддерживает поведение пациента в дисфункциональной манере. У лиц с
личностными расстройствами труднее формируется «доброкачественная» альтернативная когнитивная
система.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном
функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например,
стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) важный этап метода. Это
требует функционального анализа, то есть детального исследования поведения, а также мыслей и
ответов в проблемных ситуациях.
3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных потребностей в
безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и
психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психотерапия использует достижения,
методы и техники классического (условно-рефлекторного), оперантного, наблюдательного
(моделирование поведения), когнитивного научения и саморегуляции поведения.
5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства, психологические процессы и их
следствия с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние. Когнитивное не является
первоисточником или причиной неадаптивного поведения. Мысли пациента в такой же степени влияют
на его чувства, как чувства на мысли. Мыслительные процессы и эмоции рассматриваются как две
стороны одной медали. Мыслительные процессы лишь звено в цепи причин, часто даже не основное.
Например, когда психотерапевт пытается определить вероятность рецидива униполярной депрессии, он
может сделать более точное предсказание, если поймет, насколько критична супруга пациента, вместо
того, чтобы опираться на когнитивные показатели.
6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных
процессов и когнитивных структур. Термин «когнитивные
события» относится к автоматическим
мыслям, внутреннему диалогу и образам. Это не означает, что человек постоянно ведет разговор с
самим собой. Скорее можно сказать, что поведение человека в большинстве случаев неосмысленно,
автоматично. Ряд авторов считают, что оно идет «по сценарию». Но бывают случаи, когда автоматизм
прерывается, человеку необходимо принять решение в условиях неопределенности, тогда и
«включается» внутренняя речь. В когнитивно-бихевиористской теории считается, что ее содержание
может оказать влияние на чувства и поведение человека. Но то, как человек чувствует, ведет себя и
взаимодействует с окружающими, также может существенно влиять на его мысли. Схема
когнитивная репрезентация прошлого опыта, негласные правила, организующие и направляющие
информацию, касающиеся личности самого человека. Схемы влияют на процессы оценки событий и
процессы приспособления. Основной задачей когнитивно-поведенческого психотерапевта является
помощь пациентам в понимании того, как они истолковывают реальность.
7. Лечение активно увлекает пациента и семью. Единицей анализа в когнитивно-поведенческой
психотерапии в настоящее время являются примеры отношений в семье и общие для членов семьи
системы убеждений. Более того, когнитивно-поведенческая психотерапия интересуется тем, как
принадлежность к определенным социальным и культурным группам влияет на системы убеждений и
поведение пациента, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии
и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу
подкреплений, ведение записей и дневников, то есть методика психотерапии структурирована.
8. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения
поведения. Если раньше поведенческая психотерапия ставила основной своей задачей устранение или
исключение нежелательного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время
|