рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень творчества. Жизненный опыт
человека рассматривается с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если
этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет как
негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта
(личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять только
непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.
Опыт. Понятие опыта занимает важное место как в концепции Роджерса, так и других
представителей этого направления. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как
совокупность внутреннего и внешнего опыта, как то, что человек переживает и «проживает». Опыт
это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно
сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Сознание
рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как
сознательные (то есть символизированные) переживания, так и бессознательные
(несимволизированные). Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение
обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).
Организм. Термин организм не несет в себе исключительно биологического содержания,
организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний. Роджерс по этому
поводу пишет следующее: «Если мы сможем добавить к сенсорному и висцеральному опыту,
характерному
для всего животного мира, дар свободного неискаженного осознания, которое во всей
своей полноте свойственно лишь человеку, то у нас получится прекрасный, конструктивный,
соответствующий реальности организм. В этом случае у нас будет организм, который осознает как
требования культуры, так и свои собственные физиологические потребности и свои желания». Таким
образом, это понятие включает не только висцеральные и сенсорные реакции, но и весь социальный
опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано. В
организме находит выражение целостность человека.
Я-концепция более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о
самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие
характеристики и представляющая собой дифференцированную часть феноменального поля. Я-
концепция это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает
те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-
реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы
стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции,
полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные
собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать
основой для процесса самоактуализации.
Конгруэнтность также определяет возможности самореализации; во-первых, соответствие
между воспринимаемым «Я» и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены
переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм в данном случае
понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание
различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, то есть «открыт опыту», то
его образ «Я» будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек зрелым,
адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-
концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе,
вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в
свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость
опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к
соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И, наконец, в
третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность это степень соответствия между Я-реальным и Я-
идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами «Я» играет
позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой
личности и
самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для «Я» угрозу,
приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, обострению защитных
реакций и плохой адаптации.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода в качестве основной человеческой
потребности, детерминанты поведения и развития человеческой личности рассматривается потребность
в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, к
|