к чрезвычайно широкому спектру собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются
или отрицаются), что усугубляет неадекватность Я-концепции и создает почву для роста внутреннего
дискомфорта и тревоги, которые могут стать причиной манифестации невротических расстройств.
Франкл, основатель «третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера),
считает, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию.
Современный невротический пациент страдает не от подавления сексуального влечения и не от чувства
собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате
переживания человеком чувства бессмысленности собственного существования. Одну из своих книг
Франкл так и назвал «Страдание в жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу
является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности
ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.
Таким образом, в рамках гуманистического (экзистенциально-гуманистического, опытного)
подхода психические нарушения, в частности, невротические расстройства, рассматриваются как
результат блокирования специфически человеческой потребности: невозможности самоактуализации,
отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного
существования.
Психотерапия. Включает разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем
виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности и
единства человеческой личности. Эта цель может быть достигнута за счет переживания, осознания
(осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе
психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким путем, за счет чего пациент в ходе
психотерапии может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у
представителей этого направления различаются.
Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода. Основанием для отнесения
той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного» направления являются представления о
том, за счет чего пациент осознает, принимает и приобретает опыт и интегрирует его, хотя обозначения
этих подходов весьма условны.
Философский подход. Теоретической основой являются экзистенциальные взгляды и
гуманистическая психология. Все, что излагалось выше, прямо относится именно к этой ветви опытного
направления. В качестве основной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении
самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей самоактуализации, в
раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичного существования. Это может
быть осуществлено путем
развития в процессе психотерапии адекватного образа «Я», адекватного
самопонимания и развития новых ценностей. Личностная интеграция, рост аутентичности и
спонтанности, принятие и осознание себя во всем своем многообразии, уменьшение расхождения
между Я-концепцией и опытом рассматриваются как наиболее значимые факторы
психотерапевтического процесса.
Задача психотерапевта состоит в том, чтобы поднять уровень осознанности поведения, помочь
скорректировать отношение к самому себе и окружающим, освободить скрытый творческий потенциал
и способность к саморазвитию. Новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент
приобретает за счет общения с другими людьми, с психотерапевтом или психотерапевтической
группой.
Наиболее полное выражение этот подход получил в разработанной Роджерсом клиент-
центрированной психотерапии, получившей широкое распространение и оказавшей значительное
влияние на развитие групповых методов. Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании
условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет
свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении. Происходит сближение
реального и идеального образов «Я», приобретаются новые формы поведения, основанные на
собственной системе ценностей, а не на оценке других. Психотерапевт последовательно реализует в
ходе своей работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса. Первая
это эмпатия.
Эмпатия понимается как способность психотерапевта встать на место пациента,
почувствовать его внутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает. Вторая
безусловное положительное отношение к пациенту или безусловное положительное принятие.
Безусловное принятие предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной
ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено,
какими качествами он обладает, болен он или здоров. Третья
собственная конгруэнтность или
|