аутентичность психотерапевта.
Она означает истинность поведения психотерапевта, поведение,
соответствующее тому, какой он есть на самом деле.
Все эти три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса»,
непосредственно вытекают из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Они, по
сути дела, представляют собой «методические приемы», способствующие изучению пациента и
достижению необходимых изменений. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта
(личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только
непосредственно обращаясь к его субъективному опыту. При этом не имеет смысла изучать отдельные
элементы, а необходимо попытаться понять человека как некую целостность. Эмпатия, предполагающая
«вчувствование» во внутренний мир пациента, погружение в его субъективный мир, субъективный
опыт, как раз и представляет собой необходимый способ («метод») познания пациента. Недостаток
безусловного принятия со стороны родителей препятствует формированию целостного, адекватного
образа «Я» у ребенка, вызывает рассогласование между Я-концепцией и опытом. Безусловное
положительное отношение к пациенту со стороны психотерапевта восполняет этот дефицит и создает
перспективу развития адекватного образа «Я». Аутентичность или конгруэнтность психотерапевта
показывает пациенту преимущества открытости, спонтанности, искренности, помогая ему также
освободиться от «фасадов».
Роджерс считал, что в процессе реализации в поведении психотерапевта эмпатии, принятия и
конгруэнтности, он передает пациенту свое отношение, что приводит к увеличению безусловного
принятия пациентом самого себя и росту самоуважения. Он так описывал процесс психотерапии: «Я
позволяю себе полностью погружаться во взаимоотношения, в них участвует весь мой организм, не
только сознание. Я отвечаю не по сознательному плану, а просто, нерефлексивно. Мой ответ основан на
чувствительности всего моего организма к другой личности. Я переживаю эти взаимоотношения на
такой основе». Указанные факторы Роджерс рассматривал как предпосылку к изменениям в человеке.
Сложившиеся таким образом отношения с психотерапевтом пациент воспринимает как безопасные,
ощущение угрозы при этом редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент
начинает открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму защиты
опыт теперь воспринимается более точно, пациент становится более «открытым опыту», который
ассимилируется и интегрируется «Я», а это способствует увеличению конгруэнтности между опытом и
Я-концепцией. У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более
зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений
восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации,
личность начинает приближаться к своему «полному функционированию».
Экзистенциальная психотерапия. В ее основе лежат феноменологическая и экзистенциальная
философия и психология (Гуссерль, Хайдегер, Ясперс, Сартр). Центральное понятие учения
экзистенция (от позднелат. existentia существование) как нерасчлененная целостность объекта и
субъекта; основные проявления человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, вина,
любовь. Все проявления определяются через смерть человек прозревает свою экзистенцию в
пограничных и экстремальных состояниях
(борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию,
человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.
Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное понятие для обозначения
психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие
личности, е¸ уникальность, осознание ответственности человека за формирование собственного
внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциального анализа
являются Бинсвангер, Босс, Франкл. В США выделилось экзистенциально-гуманистическое
направление, известными представителями которого являются Мей, Бьюдженталь, Ялом.
В психотерапевтической теории и практике в рамках философского подхода наиболее известны
дазайнанализ Бинсвагера, клиент-центрированная психотерапия Роджерса, разговорная психотерапия
Тауша, логотерапия Франкла и др.
Соматический подход. При этом подходе новый опыт, способствующий личностной
интеграции, пациент приобретает за счет общения с самим собой, с различными аспектами своей
личности и своего актуального состояния. Используют как вербальные, так и невербальные методы,
применение которых способствует интеграции «Я» благодаря концентрации внимания и осознавания
различных аспектов («частей») собственной личности, собственных эмоций, субъективных телесных
стимулов и сенсорных ответов. Делают акцент и на двигательных методиках, способствующих
высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию.
|