ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и
обсуждении способов разрешения ситуации «веера решений». Многообразие приемов и методов
семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых
ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе
рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления (Минухин, Сатир и
др.). Эйдемиллер приводит основные принципы и правила семейного консультирования.
1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам достигается с помощью
соблюдения конструктивной дистанции, помогающей
оптимальному общению, приемов мимезиса,
синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи,
отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме.
2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования и
терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы:
«Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об
этом без отрицательной частицы «не», терминами положительного результата».
3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть семейного консультирования
признается многими специалистами как одна из самых важных. Обсуждается распределение
ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности семейного консультирования и
технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а последний за собственную активность,
искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др. Затем участники семейного
консультирования договариваются о продолжительности работы (в среднем общее время 3-6 часов) и
длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в неделю, далее
1 раз в 2-3 недели. Важной стороной в семейном консультировании является обсуждение условий
оплаты либо предоставление клиенту информации о том, сколько семейное консультирование может
стоить, если осуществляется в бюджетном муниципальном учреждении, так как это способствует
усилению мотивации клиентов к терапевтическим изменениям. Необходимо также оговорить
возможные санкции за нарушения сторонами условий контракта.
4. Следующий шаг в процедуре семейного консультирования уточнение проблемы клиента с
целью максимальной ее субъективизации, определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в
отдельности. Этому помогают вопросы: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам
помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?»
5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и
безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний
опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его
профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы». С участниками
консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов
поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, самое плохое в
сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?» Осуществляется
совместный поиск новых шаблонов поведения «веера решений». Консультант предлагает следующие
вопросы: «Что вы еще не делали, чтобы решить
проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди,
оказавшись в сходной ситуации? А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой
же поступок?» Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (этому
способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и
фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.
6. Этот шаг семейного консультирования называется «экологической проверкой» (Бендлер,
Гриндер). Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 510 лет и
исследовать свое состояние.
7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия
по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях,
помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от
консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию
спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.
8. В ряде случаев необходимо провести процедуру «отсоединения». Она может произойти
автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но иногда
консультант вынужден стимулировать отсоединение (Эйдемиллер, Хэйли). Хэйли с этой целью часто
использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо
противоположному результату. К примеру, молодым супругам, которые консультировались по поводу
|