применяется в рамках различных теоретических ориентаций, где анализ группового взаимодействия
используется для решения специфичных для этого направления психотерапевтических задач.
Существуют аналитически (психодинамически) ориентированные группы, группы поведенческой и
гуманистической направленности. Таким образом, групповая психотерапия не является
самостоятельным теоретическим направлением в психотерапии, а представляет собой специфическую
форму или метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа
пациентов, в отличие от индивидуальной, где таким инструментом является психотерапевт.
Теоретическая ориентация определяет своеобразие и специфику групповой психотерапии:
конкретные цели и задачи, содержание и интенсивность процесса, тактику психотерапевта,
психотерапевтические мишени, выбор конкретных методических приемов и техник и пр. Все эти
переменные также связаны с нозологической принадлежностью контингента больных, участвующих в
работе психотерапевтической группы.
В качестве самостоятельного направления в психотерапии групповая психотерапия выступает
лишь в том смысле, что более прицельно рассматривает пациента в социально-психологическом плане,
в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми, раздвигая тем самым границы
психотерапевтического процесса, фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной
проблематике, но и на совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с другими
людьми и с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в
группе, в значительной степени отражают его типичные взаимоотношения, так как группа выступает
как модель реальной жизни: в ней пациент проявляет те же отношения, установки и ценности, те же
способы эмоционального реагирования и поведенческие реакции. Использование групповой динамики
направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в
группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять
самого себя, увидеть собственные
неадекватные отношения и установки, эмоциональные и
поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в
атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Ошибочна позиция противопоставления индивидуальной и групповой психотерапии с точки
зрения их целей. Так, существуют представления, согласно которым индивидуальная психотерапия
направлена на переработку глубинного внутриличностного психологического конфликта, в то время как
групповая психотерапия направлена на преодоление конфликтов в сфере межличностного
взаимодействия. В таком понимании групповая психотерапия сводится к воздействию только на
межличностном уровне и представляет собой скорее социально-психологический или поведенческий
тренинг, направленный на развитие социальной компетентности, умения общаться в различных
ситуациях, формирование навыков преодоления межличностных конфликтов и эффективного
конструктивного межличностного взаимодействия и общения. Однако трудности в сфере
межличностного взаимодействия, межличностные конфликты в значительной степени являются
следствием глубинных, неосознаваемых психологических проблем и коллизий, нарушений отношений
личности. В процессе социально-психологического тренинга к причинам межличностных нарушений
обычно не обращаются, поскольку это не входит в его задачи. Но именно это является задачей
психотерапии. Например, человек, который слишком много говорит и не дослушивает других до конца,
может так себя вести не только и не столько потому, что его этому никто не научил, и он сам не
научился. Он не обучился этим навыкам, потому что в нем самом есть нечто, препятствующее такому
научению. Возможно, в детстве родители обращали на него мало внимания, никогда не выслушивали до
конца, пренебрегали его желаниями и его мнением. Вследствие этого у ребенка сложилось
представление, что он был им не интересен, потому, что «плохо себя вел», не мог выразить то, что
хочет, и таким образом, чтобы это было понятно другим. Многословие, желание «договорить до конца»
может быть способом добиться внимания и признания со стороны других, попыткой быть понятым.
Человек с такой историей просто в процессе тренинга вряд ли сможет избавиться от такой формы
поведения. Помочь ему может осознание глубинных причин и мотивов собственного поведения,
получение признания в группе, приобретение уверенности в собственной человеческой ценности.
Только за счет осознания и частичного насыщения фрустрированной потребности человек сможет
изменить свое поведение в дальнейшем. И если групповая психотерапия не будет решать этих задач, то
она попросту не будет психотерапевтическим, то есть лечебным методом. Поэтому любая
психотерапия, ориентированная на относительно глубокие личностные изменения, направлена на
переработку глубинного (внутриличностного) психологического конфликта.
Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного
|