изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о
личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает разные
позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ,
осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и
коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на
основании анализа и использования межличностного взаимодействия. Каждое психотерапевтическое
направление вносит свою специфику в понимание целей и задач групповой психотерапии.
В рамках личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии задачи групповой
психотерапии в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом.
1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание): осознание связей
«личность ситуация болезнь», осознание интерперсонального плана собственной личности и
осознание генетического (исторического) ее плана.
2. Эмоциональная сфера:
получение эмоциональной поддержки и формирование более
эмоционально благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового
опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций, а также их
принятие; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового
эмоционального опыта в группе.
3. Поведенческая сфера:
формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного,
точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Таким образом, задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих
самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и
саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии
как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы. В принципе задачи любой
психотерапевтической системы, ориентированной на личностные изменения, могут быть
сформулированы таким образом. Однако в групповой психотерапии основным инструментом лечебного
воздействия выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию
пациентом собственных проблем за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики.
Групповая динамика чрезвычайно важное понятие. Именно использование групповой
динамики в лечебных целях определяет специфику групповой психотерапии как психотерапевтического
метода. Групповая динамика это совокупность внутригрупповых социально-психологических
процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы
образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Иначе, это учение о силах,
структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность
людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными
контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями,
ценностями и нормами, а также постоянным составом.
Термин «групповая динамика» используется для: а) обозначения направления в изучении малых
групп, основанного на принципах гештальт-психологии; б) характеристики процессов, происходящих в
группе по мере ее развития и изменения; в) описания причинно-следственных связей, объясняющих эти
явления; г) обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных
установок и межличностных отношений в группе.
Термин «групповая динамика» имеет отношение по крайней мере к трем психологическим
дисциплинам: социальной, педагогической и клинической
психологии. В социальной психологии
групповая динамика представляет собой область исследований. Ее предметом является индивид
(влияние группы на его чувства, поведение, когнитивные процессы), сама группа (ее влияние как
надиндивидуального единства на индивида и другие группы), а также интеракции и взаимоотношения
между членами группы, группой и другими группами и организациями. Групповая динамика
включается также в педагогическую психологию и обозначает здесь совокупность методических
приемов, используемых одновременно для обучения и социально-психологических исследований. В
данном случае обучающиеся являются одновременно и участниками, и наблюдателями-
исследователями группового процесса. Процесс обучения происходит не только в когнитивной
плоскости, но и в форме интенсивного собственного опыта. Предметом групповой динамики как
области клинической психологии является теория и технические приемы, направленные на изменение
межличностных отношений в группе. Педагогические и клинические аспекты групповой динамики
объединяются в настоящее время термином прикладная групповая динамика. Первые исследования
групповой динамики были начаты Левином.
|