психотерапевтической функции. Если напряжение в группе слишком высоко, то члены группы не в
состоянии действенно решать проблем, они жалуются, что отношения между ними нарушены. Если же,
наоборот, напряжение слишком мало, то члены группы будут отдавать предпочтение более удобным,
легким, бесконфликтным взаимным контактам, а не подробному разбору собственных проблем,
который сопровождается негативными эмоциями. Оптимальный уровень напряжения в группе
способствует проявлению и вскрытию групповых и индивидуальных конфликтов и проблем,
конфронтации и взаимной критике, предоставляя группе уникальный материал для эффективной
работы и собственно психотерапии, что в конечном счете приводит к позитивным изменениям у
участников группы.
В качестве положительных функций группового напряжения можно указать, что оно полезно и
необходимо как движущая сила, импульс, постоянно стимулирующий усилия изменить свое состояние;
фактор, поддерживающий ориентацию проводимого в группе обсуждения отрицательных переживаний
и чувств, фактор, активизирующий проявление непривычных стереотипов поведения.
Уровень напряжения должен контролироваться групповым психотерапевтом, который иногда
использует соответствующие приемы для усиления или ослабления напряжения в группе. Напряжение,
причины его возникновения, способы разрешения подобных ситуаций являются важными темами
групповой дискуссии. В целом напряжение в группе играет положительную роль, если поддерживается
его оптимальный уровень, а также динамическое равновесие между групповым напряжением и
групповой сплоченностью.
Актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция). В процессе групповой психотерапии
у пациентов актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые стереотипы межличностных
отношений во взаимодействии с окружающими. Реакция каждого участника группы на другого
определяется не только влиянием конкретного человека или групповой ситуации, но и переносом
собственного отношения к какому-либо человеку или событию в прошлом на актуальную групповую
ситуацию. Психотерапевтическая группа представляет собой модель той реальности, в которой
находится пациент в жизни. Здесь он проявляет те же чувства, отношения, установки, типичные для
него стереотипы поведения. Это предоставляет важнейший материал для психотерапевтической работы,
выделения, анализа и переработки неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов,
собственной невротической проблематики. Подбор состава психотерапевтической группы во многом
определяется именно необходимостью создания условий для проекции, актуализации прошлого
эмоционального опыта, которые предполагают как можно большую вариативность, разнообразие
личностных особенностей, эмоционального реагирования и поведения участников группы.
Формирование подгрупп и их влияние на функционирование группы. В группах довольно часто
наблюдается тенденция к образованию подгрупп. Подгруппы
возникают согласно определенному
принципу (возрастному, половому, интеллектуальному), влияя на деятельность психотерапевтической
группы. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их нежелание обсуждать со всеми
частные проблемы. Образование подгрупп, их цели, нормы, роль в групповом процессе может быть
темой продуктивной групповой дискуссии.
Фазы развития психотерапевтической группы
это этапы группового процесса,
характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и
выполняющие различные функции. Специфический фазный характер процесса групповой
психотерапии, который обнаруживается на уровне как общегрупповых переменных, так и
индивидуально-психологических показателей, признается психотерапевтами-практиками и
исследователями групповой психотерапии. Существование различной периодизации группового
процесса определяется разными теоретическими ориентациями, схемами наблюдения и параметрами,
исследование которых послужило основанием для выделения определенных фаз развития
психотерапевтической группы. Однако на описательном уровне у большинства авторов обнаруживается
больше сходства, чем различий, что позволяет говорить об относительно едином понимании процесса
групповой психотерапии.
Первая фаза групповой психотерапии представляет собой период образования группы как
таковой и совпадает с началом лечения и адаптацией пациентов к новым условиям. Пациенты имеют
различные установки и ожидания относительно лечения: более или менее реалистичные,
оптимистические или пессимистические, направленные на выздоровление или амбивалентные.
Практически для всех вначале характерны преувеличение роли фармакотерапии и симптоматического
лечения, отсутствие адекватных представлений о психотерапии вообще и групповой психотерапии, в
частности; стремление перенести ответственность за процесс и результаты лечения на психотерапевта,
|