непонимание значения собственной активности в достижении положительных результатов лечения,
ожидание от врача директивного поведения и роли руководителя. Эти установки проявляются в
надежде на различного рода направляющие инструкции психотерапевта, пациенты ждут от него
указаний, прямого руководства, активных действий. Типичны также приписывание психотерапевту
роли учителя, вера в «магию белого халата». Больные говорят о своих симптомах и самочувствии,
пытаются обсуждать общие или малосущественные проблемы. Однако психотерапевт в начале работы
психотерапевтической группы ведет себя достаточно пассивно, прямо не организует и не направляет
работу группы, ведет себя недирективно, поскольку директивность психотерапевта на начальных этапах
будет препятствовать спонтанности пациентов и групповым процессам. Несоответствие поведения
психотерапевта ожиданиям пациентов вызывает у последних беспокойство, которое
накладывается на
индивидуальную тревогу и напряжение, связанные с началом лечения, отрывом от привычной
обстановки, страхом перед неизвестной формой лечения, наличием симптоматики (а иногда и ее
усилением в этот период), а также с внутриличностными и межличностными проблемами. Все это
вместе создает в группе высокий уровень напряжения, что является
характерной чертой первой фазы
групповой психотерапии.
Иногда в этой фазе может наблюдаться период, обозначаемый как псевдосплоченность и
представляющий собой псевдотерапевтическую, неконструктивную активность пациентов. В группе,
развитие которой характеризуется наличием периода псевдосплоченности, обычно все заканчивается
взаимными советами, которые каждый из членов группы слышал в своей жизни уже много раз и не раз
имел возможность убедиться в том, что «советы существуют только для того, чтобы передать их
другому, так как для себя самого они всегда оказываются абсолютно бесполезными». Такая группа
неизбежно разочаровывается в избранной позиции и начинает понимать ее непродуктивность. Задача
психотерапевта заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл происходящего,
конфликтогенность и непродуктивность ситуации, ее защитный характер, сходство с позициями
пациентов в реальной жизни.
Независимо от наличия или отсутствия псевдосплоченности, первая фаза групповой
психотерапии в целом характеризуется пассивным, зависимым поведением пациентов и высоким
уровнем напряжения в группе. В литературе эта фаза чаще всего получает такие названия, как «фаза
ориентации и зависимости», «фаза псевдоинтеграции», «фаза пассивной зависимости», «фаза
напряжения», «фаза поиска смысла», «фаза регрессивности», «фаза неуверенности».
Вторая фаза групповой психотерапии также характеризуется высоким уровнем напряжения, но,
в отличие от первой фазы, когда напряжение сопровождается относительной пассивностью пациентов,
поведение пациентов становится более активным, аффективно заряженным, со скрытой или явной
агрессией по отношению к психотерапевту. Начинается борьба за лидерство, место и положение в
группе, обостряются внутригрупповые конфликты, четко распределяются роли, растет сопротивление.
Важной составляющей этой фазы является наличие у пациентов агрессивных чувств к психотерапевту,
который воспринимается ими либо как непрофессионал, либо как холодный, безразличный человек, не
желающий помочь группе и демонстрирующий свою оторванность, отстраненность от нее. Главными
темами для обсуждения в группе в этот период должны быть чувства, которые испытывают пациенты к
психотерапевту, следствием чего должно быть их открытое выражение, обсуждение актуальной
ситуации в группе, сопоставление взглядов и позиций ее участников, касающихся ожиданий пациентов
и перспектив
дальнейшего функционирования группы. Помочь выйти из этой ситуации и
конструктивно ее разрешить может только открытая конфронтация группы с психотерапевтом, а по
сути со своими собственными чувствами. Открытое выражение чувств в отношении психотерапевта,
с одной стороны, является предпосылкой для развития истинной сплоченности, а с другой уже в этот
период создает благоприятные условия для вскрытия и анализа многих значимых для пациентов
проблем, таких как поиск поддержки, зависимость и самостоятельность, подчинение и доминирование,
ответственность, соперничество, взаимоотношения с авторитетами (в том числе, и с родителями),
атрибутирование негативных эмоций. В группе, прошедшей фазу псевдосплоченности, конфронтация с
психотерапевтом, открытое выражение эмоций, как правило, происходит более спонтанно и
интенсивно.
По поводу этой фазы в литературе существовала дискуссия, суть которой заключалась в том, что,
по мнению ряда авторов, конфронтация группы с психотерапевтом является чрезвычайно травматичной
для пациентов, влечет за собой непомерный рост напряжения, усиливает тревогу, поэтому прямой
конфронтации следует всячески избегать. Спонтанная конфронтация группы с психотерапевтом далеко
не всегда носит выраженный характер. Если психотерапевт занимает позицию внимательного,
|