доброжелательного, понимающего консультанта, недирективно направляет активность группы, то
конфронтации можно избежать вообще. Однако указанная позиция психотерапевта, адекватно
понимаемая и принимаемая пациентами, формируется лишь в процессе групповой динамики, по мере
развития и структурирования группы. Как бы «правильно» ни вел себя психотерапевт, его поведение из-
за специфики групповой психотерапии (как метода, при котором основным инструментом воздействия
является не столько психотерапевт, сколько психотерапевтическая группа) первоначально всегда будет
расходиться с ожиданиями пациента. В этой фазе происходит скорее конфронтация пациентов со
своими собственными ожиданиями, чувствами, конфликтами и проблемами. Опыт показывает, что
попытки избежать эту фазу, игнорируя описанные явления, приводят к снижению
психотерапевтического потенциала группы, активности, спонтанности и самостоятельности пациентов,
к искажению группового процесса и превращению его, в лучшем случае, в индивидуальную
психотерапию (в группе или на фоне группы), а также к директивной позиции психотерапевта. От
степени интенсивности этой фазы и конструктивности ее переработки во многом зависит дальнейший
психотерапевтический потенциал группы. Недостаточная проработанность этой фазы, а тем более ее
игнорирование существенно влияют на ход группового процесса и периодически могут блокировать
групповую активность, проявляясь на более поздних этапах функционирования группы, особенно при
возникновении новых, более сложных и напряженных проблем. Завершением этого периода считают
открытое выражение
чувств в отношении психотерапевта и анализ их причин. В литературе эта фаза
обозначается как «фаза растормаживания агрессивности», «фаза борьбы», «фаза конфликта между
членами группы и формальным лидером», «фаза бунта против психотерапевта».
Третья фаза групповой психотерапии характеризуется процессом структурирования группы,
консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявляются активность, самостоятельность и
ответственность каждого члена группы за себя самого, других участников и группы в целом.
Формируется групповая сплоченность важнейшее условие эффективности психотерапевтической
группы. Совместная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в которой большинство
пациентов испытывали похожие чувства и которую решали сходным путем все вместе, совместная
выработка групповых норм делают для пациентов более естественным процесс принятия «групповой
культуры». Таким образом, у больного развивается чувство принадлежности к группе, ответственность
за ее работу. В ответ пациент получает признание группы, что оказывает положительное влияние на
степень самоуважения и принятия пациентом самого себя. В свою очередь, это повышает
привлекательность группы для каждого отдельного участника и способствует дальнейшему развитию
групповой сплоченности. В литературе эта фаза называется «фазой развития сплоченности», «фазой
развития сотрудничества», «фазой выработки групповых норм», «фазой взаимного распределения
функций».
Четвертая фаза групповой психотерапии представляет собой фазу активно работающей группы.
Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников друг в друге,
эмоциональная поддержка, искренность, чувство безопасности, спонтанность создают возможности для
развития процесса, направленного на решение собственно психотерапевтических задач. Для этого
периода характерно принятие решений и использование приобретенного опыта и во внеклинических
ситуациях. В литературе эту фазу обозначают как «рабочую фазу», «фазу целенаправленной
деятельности», «фазу изменений установок и отношений», «фазу выработки новых ценностей». В
зависимости от специфики конкретной группы указанные фазы могут иметь различную
продолжительность, однако, в целом, первые три фазы занимают обычно от 20 до 30 % времени работы
психотерапевтической группы.
Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Вопрос о том, за счет чего
достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает широкое внимание исследователей.
Одна из первых попыток изучения и анализа механизмов лечебного действия групповой психотерапии
принадлежит Корзини и Розенбергу. Выделяют три пути исследования механизмов лечебного действия
групповой психотерапии: опрос пациентов, прошедших
курс групповой психотерапии; изучение
теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов (опрос психотерапевтов);
проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными
переменными психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы, применяемые
техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью лечения. Подробный анализ механизмов
лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в
качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие: 1)
сообщение информации; 2) внушение надежды; 3) универсальность страданий; 4) альтруизм; 5)
|