Сравнение позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на
основе мысленного выделения их частей или свойств.
Обобщение есть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом
мысленное объединение их друг с другом. Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение
предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет
обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных
предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.
Примером обобщения по несущественному признаку может быть следующая фраза: «Шли два студента
и дождь, один
в университет, второй в пальто, третий в осенний вечер». Или объединение в
одну группу таких понятий, как старый, дряхлый, маленький, ветхий. Обобщенность мышления, умение
выделять в предметах существенные признаки является одним из важнейших показателей уровня
развития мышления. При умственной отсталости, задержке психического развития характерным
является неумение правильно обобщать предметы и явления.
Систематизация,
или классификация
мысленное распределение предметов по группам и
подгруппам в зависимости от их сходства и различия. В зависимости от того, какой признак кладутся в
основу, классификации могут быть разные. Примером классификации могут быть систематика
животного мира Линея, классификация ощущений, о которой говорилось выше, различные
классификации заболеваний.
Абстракция
важнейшая характеристика мышления, представляет собой отвлечение каких-
либо свойств предметов и явлений от других и их изолированное рассмотрение. Научная абстракция
является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и
целиком.
Виды мышления. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и
протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании
различных видов мышления. Так, в зависимости от характера решаемой задачи, от того с чем оперирует
мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления: предметно-действенное, или ручное мыслительные
операции происходят в действиях с конкретными предметами; наглядно-образное, в котором основной
единицей мышления является образ; и, наконец, ведущий для человека вид мышления словесно-
логическое, или понятийное, в котором в качестве основной единицы выступает понятие. Указанные
виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к
понятийному.
Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 23-летнего возраста и
проявляется в процессе непосредственных действий с предметами. Этот вид мышления является
исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд
особенностей.
Прежде всего, оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе
практической деятельности. Например, на предложение «считать» следует вопрос: «Что считать?», так
как мыслительные операции на этой стадии не существуют абстрагированно от конкретного предмета.
Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм,
проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не
отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии
признаков: родо-видовых, частное-общее и т. п.); низкая критичность по отношению к своим
действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм,
проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются
им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект. Пиаже
показал это целым рядом конкретных случаев, например, ребенок 5 лет идет по улице, наблюдая за
Луной, и считает, что Луна следует за ним, когда он войдет в булочную, Луна остановится и подождет
его. Эти особенности предметно-действенного мышления делают его недостаточно эффективным.
Наглядно-образное мышление также характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, для
него характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного
и общего, непонимание обратимых отношений. Предметно-действенное и наглядно-образное мышление
это допонятийные виды мышления, так как они ограничены проблемами, касающимися конкретных,
реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда
осознанный характер.
С началом школьного обучения интенсивно развивается словесно-логическое, понятийное
мышление. Понятийное мышление это всегда осознанное вербализованное мышление. Важнейшей
|