характеристикой понятийного мышления является децентризм в противовес эгоцентризму
допонятийного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за
пределы собственной системы отсчета. Это связано с тем, что внутри каждого понятия имеются разные
уровни обобщенности, которые не зависят от системы отсчета, связанной с субъектом. В связи с тем,
что движение мысли идет не на одном уровне, появляется возможность правильного соотнесения
частного и общего, понимание обратимых операций. В связи с этим постепенно (по данным Пиаже, с
11-12 лет) формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных проблемах,
появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека,
мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Так
называемая «обратимость» мышления позволяет менять направление мысли с прямого хода
рассуждения на обратный, возвращаться к исходному состоянию того или иного объекта. Ребенок
начинает понимать, например, что сложение это действие, противоположное вычитанию, а
умножение делению. Появляется чувствительность к чужому опыту и возможность включения
чужого и исторического опыта в собственную систему мышления. Для понятийного мышления
характерна высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого, переносного
смысла и подтекста.
Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: предметно-действенного,
наглядно-образного и понятийного. Соотношение этих видов мышления при этом определяется не
только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из
полушарий. Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с
доминирующей активацией правого полушария. Как правило, такие люди более успешны в технических
видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам
деятельности. У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность
теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной
деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от
практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического
мышления, как показал Теплов, характерно «умение быстро разбираться
в сложной ситуации и почти
мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.
Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко
выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного,
поэтапно развернутого,
осознанного мышления. Природа интуиции теснейшим образом связана с развитием пространственных
представлений, а логическое мышление, опирающееся на приобретенную сумму знаний и опыт,
сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного решения
задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает
особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени,
необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение). Именно
этими параметрами и характеризуется деятельность врача. Поэтому в практической деятельности врача
все указанные виды мышления выступают в единстве.
Творческое и критическое мышление. Если рассматривать мышление с точки зрения новизны,
оригинальности решаемой задачи, то можно выделить мышление творческое (продуктивное,
дивергентное, креативное) и воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное). Творческое мышление
это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или
усовершенствование решения задачи. Гилфорд, известный исследователь креативного мышления,
выделил 4 основных фактора креативности.
1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к
проблеме, способность давать нестандартные ответы.
2. Гибкость способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению. Определяется
обычно степенью разнообразия ответов, возможностью придумать как можно больше способов
применения обычных вещей (например, кирпича, авторучки, газеты и т. п.) или в способности изменить
форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности (например, как из 6 спичек построить 3
треугольника со стороной в 1 спичку).
3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько противоположных условий,
подпосылок или принципов.
4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.
Изучая креативное мышление, Торранс установил, что пик креативности отмечается в детском
возрасте (от 3,5 до 4,5 лет), затем она возрастает в первые три года обучения в школе и в
|