предпубертатном периоде. В последующем отмечается тенденция к ее снижению. Этому способствует
жесткая алгоритмизация школьного обучения, требования социальной среды, накладывающей
ограничения на проявления нестандартного поведения. Вместе с тем
прогресс человечества
обеспечивается именно креативными, творческими личностями.
В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают конформизм
(стремление быть как все, боязнь выделиться. Именно поэтому существует внутренняя цензура
человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми); ригидность
стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами (именно по
этой причине первые пароходы, которые ходили по Волге, имели кирпичные трубы); излишне высокая
мотивация, стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое
пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским. Поэтому лучшие
решения приходят на отдыхе.
Если человек хочет мыслить творчески, он должен научиться предоставлять свободу своим
мыслям. Для этого применяется метод свободного ассоциирования, которое используется также и в
психотерапии. Для активизации творческого мышления при решении сложных задач Осборн предложил
метод мозгового штурма. В методе мозгового штурма организуется деятельность группы специалистов,
которым задается тема, разрешается свободное высказывание любых идей и исключается критика этих
идей. Эффективность метода основана на том, что групповая ситуация стимулирует выработку новых
идей (средний человек в группе дает вдвое больше идей), по мере увеличения количества идей
улучшается их качество. Мозговой штурм должен обязательно проводиться несколько дней, поскольку,
как уже было упомянуто выше, лучшие решения приходят на отдыхе. Оценивать результаты должны
эксперты, не участвующие в работе группы, так как критичность по отношению к своим идеям у
человека, как правило, снижена.
Критическое мышление проверка предложенных гипотез с целью определения области их
возможного применения. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое
выявляет их недостатки и дефекты.
Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить такие его качества:
глубинаповерхностность; широтаузость; быстротазамедленность; гибкостьригидность;
оригинальностьтривиальность.
Речь и язык
Слово и речь являются важнейшими содержательными компонентами психики человека. Речь
влияет на протекание психических процессов (под влиянием словесных раздражителей снижаются
пороги ощущения и восприятия, облегчается выделение фигуры из фона, образ представления
вызывается словом). Но особенно тесно речь связана с мышлением, так как мысль существует в слове и
выражается словом. Язык выступает как материальная оболочка мысли.
Язык это строго нормализованная система средств общения. Речь применение языка в
процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь это особая и наиболее
совершенная система средств общения, свойственная только человеку. В отличие от звуковой
сигнализации животных, содержанием языка является не выражение внутреннего состояния, а
обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений. Поэтому важнейшей функцией
речи является сигнификативная, обозначающая.
Слово обозначает при этом не столько единичный
предмет, сколько категорию, общие связи предметов. Поэтому речь выполняет функцию обобщения. И,
наконец, речь выполняет функцию общения.
Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать контакт между людьми. В
коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта:
1) информационный (речь выступает как способ передачи информации от одного человека к
другому и от поколения к поколению);
2) выразительный (средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют
интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие жесты, мимика, пантомимика);
3) речь как побуждение к действию, волеизъявление.
Коммуникативная функция имеет огромное значение, организуя взаимодействие людей. Всем
известны стихи Щипачева: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой
повести...». Сказанное врачом или другим медицинским работником слово может резко изменить
эмоциональное состояние пациента, его отношение к болезни, помочь мобилизовать силы, но может
|