несколько аспектов, и прежде всего эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает
для пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности
его внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из него самого, его собственных отношений,
установок и ценностей. Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление
адекватного самопонимания предполагает принятие пациентом новой информации, которая часто не
соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально неблагоприятное
отношение к себе затрудняют восприятие этой информации, обостряя действие психологических
защитных механизмов. Более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической
угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому
опыту. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в
становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому
процессу. Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на
самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, коррегирует такой важнейший элемент
системы отношений как отношение к себе. Реконструкция отношения к себе происходит, с одной
стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой в связи с изменением эмоционального
компонента этого отношения, которое обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки.
Принятие пациента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом
групповых психотерапевтических норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для
самораскрытия.
Корригирующее эмоциональное переживание также связано с переживанием пациентом своего
прошлого и текущего (актуального) группового опыта.
Возникновение в группе различных
эмоциональных ситуаций, которые были у пациента ранее в реальной жизни и с которыми он тогда не
смог справиться, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания,
проанализировать и переработать их, а также выработать более адекватные формы эмоционального
реагирования. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией на
групповую ситуацию эмоционального опыта, полученного в родительской семье.
Анализ этих
переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической группе позволяет
пациенту в значительной степени переработать и разрешить эмоциональные проблемы, уходящие
корнями в детство.
Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется как прямо, так и косвенно. Группа
выступает как модель реального поведения пациента, в котором он проявляет типичные для него
поведенческие стереотипы, и создает условия для исследования пациентом собственного
межличностного взаимодействия, собственного поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные
и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.
Групповая ситуация является ситуацией иного эмоционального межличностного взаимодействия, что в
значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков
полноценного общения. Эти перемены подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою
способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно воспринимаются
другими.
Методы групповой психотерапии. К основным методам групповой психотерапии традиционно
относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.
Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод.
Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в работе психотерапевтической
группы. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на: основные и вспомогательные,
вербальные и невербальные.
Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные
рассматриваются в качестве вспомогательных. При этом исходят из того, что все методы групповой
психотерапии выполняют две основные функции психодиагностическую и собственно
психотерапевтическую.
В соответствии с представлениями о том, в какой степени та или другая
функция реализуется в ходе использования каждого метода, и осуществляется такое разделение. Так
полагают, что групповая дискуссия в большей степени направлена на реализацию собственно
психотерапевтических задач, в то время как вспомогательные методы в основном способствуют
осуществлению личностной диагностики. Однако такое деление в значительной степени является
условным. Личностная диагностика в процессе групповой психотерапии (раскрытие пациентом
собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и психотерапевтом) и
собственно процесс психотерапии (осознание пациентом своих проблем и конфликтов и их переработка
|