Navigation bar
  Print document Start Previous page
 371 of 541 
Next page End  

и коррекция) тесно связаны и представляют собой единый процесс, отдельные элементы которого могут
быть обособлены лишь теоретически.
Деление на вербальные и невербальные методы основано на преобладающем виде
коммуникации и характере получаемого материала. К вербальным методам относят групповую
дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и
музыкотерапию. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации и направлены
преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную
активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции.
Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является
оправданным, но практически любое взаимодействие в группе включает
как вербальный, так и
невербальный компоненты. Учет и анализ невербального взаимодействия в процессе использования
вербальных методов, согласованности или противоречивости вербальной и невербальной
коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии и позволяет более полно и
адекватно раскрыть содержание того или иного взаимодействия. Тенденция к использованию
различных невербальных приемов в ходе групповой дискуссии, существенно обогащающая
методический арсенал психотерапевта, расширяет содержание и улучшает качество обратной связи за
счет включения невербального материала. Все это в определенной степени выводит групповую
дискуссию из жестких рамок исключительно вербального, разговорного метода. Вместе с тем,
использование невербальных приемов не исключает необходимости вербального взаимодействия, в
частности обмена мнениями о происходящем, вербализации невербальной коммуникации или
эмоциональных состояний участников группы.
В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся, прежде всего, на
непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина
«вербальный» с терминами «рациональный», «познавательный», «когнитивный» и противопоставление
трех последних понятиям «невербальный», «эмоциональный», «опытный» (в смысле опыта
непосредственного переживания). Разграничение методов групповой психотерапии носит в
значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа
исходной коммуникации. Не существует данных, позволяющих утверждать, что вербальные методы
способствуют только интеллектуальному осознанию (хотя и оно всегда тесно связано с эмоциональным
переживанием), то есть выполняет когнитивную функцию, а невербальные — эмоциональному
переживанию. Каждый психотерапевтический метод в рамках групповой психотерапии, вне
зависимости от того, вербальный он или невербальный, может затрагивать и когнитивную, и
эмоциональную, и поведенческую сферу пациента.
Групповая дискуссия является основным, опорным методом психотерапии. Наряду с этим
термином употребляются такие понятия, как свободная дискуссия, спонтанная дискуссия,
неструктурированная дискуссия и пр. Все эти названия подчеркивают спонтанный, жестко не
структурированный характер ведения группы, недирективность поведения психотерапевта. Что же
является предметом групповой дискуссии? Обычно выделяют обсуждение биографии пациента,
определенной темы и межличностного взаимодействия в группе (интеракций). Таким образом,
определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и
интеракционная.
В разных направлениях групповой психотерапии эти ориентации имеют различный
удельный вес. Однако в качестве ведущей практически всегда рассматривается интеракционная
ориентация, поскольку именно она
определяет специфику групповой психотерапии как метода,
основанного на использовании в лечебных, психотерапевтических целях групповой динамики,
обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода —
обратной связи. Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного
взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса. Биографическая
ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий
его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на
протяжении жизни. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для
большинства участников группы темах.
В общем виде подробное содержательное описание групповой дискуссии, по-видимому, является
неразрешимой задачей и может быть осуществлено лишь на основании анализа видео- или аудиозаписи
всего психотерапевтического процесса в конкретной группе. Однако можно выделить опорные точки
групповой дискуссии, ее основные содержательные моменты. Это: знакомство членов группы;
обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний с связи с началом работы
Hosted by uCoz