Navigation bar
  Print document Start Previous page
 373 of 541 
Next page End  

касается не только протагониста, но и всех участников группы, тех переживаний, мыслей,
воспоминаний и ассоциаций, которые возникли у них по ходу действия относительно самих себя. Еще
одним «участником» психодрамы является сцена — жизненное пространство, место, где
разворачивается психодраматическое действие.
Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или подготовительную (фаза
«разогрева»); собственно психодраматическое действие; обсуждение (предоставление протагонисту
разнообразной обратной связи и интерпретацию). В инициальной фазе происходит выбор протагониста,
получение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуации), предварительное
обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других
участников, организация пространства и самого психодраматического действия. Обычно в инициальной
фазе проводится разминка, задачи которой состоят в стимулировании спонтанности участников,
ослаблении страха, тревоги и беспокойства, преодолении или ослаблении психологической защиты,
создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные
вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизация, разыгрывание не
относящихся лично ни к кому ситуаций (сказок, фантастических ситуаций и пр.). Вторая фаза —
собственно разыгрывание ролевой ситуации или психодраматическое действие. В ходе ее пациент
может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и
конфликты. Облегчить эти процессы также помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники»,
«другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и другие. Третья фаза —
фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные
персонажи, и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов: ролевую и
идентификационную.
Ролевая обратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участники группы,
которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые
возникали в процессе психодраматического взаимодействия с протагонистом, то есть о том, что они
чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает
протагонисту понять, что чувствуют окружающие его люди, как они воспринимают и как реагируют на
его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, агрессию и
другие эмоции, какие ответные действия им хотелось бы совершить. Например, участник группы,
игравший роль сына пациентки — протагониста, говорит о том, что несмотря на все ее упреки в его
несамостоятельности и побуждения к активности на словах, на самом деле он чувствовал, что она
воспринимает его как маленького ребенка, который ни на что не способен и которого она не собирается
отпускать из-под своей опеки и контроля. Идентификационная обратная связь предполагает, что в
процессе наблюдения за психодраматическим действием участники группы, не принимавшие в нем
непосредственно участия, не оставались пассивными наблюдателями, а активно переживали
происходящее. Поэтому ведущий стимулирует участников группы — зрителей — говорить о своих
впечатлениях, собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у
них во время разыгрывания ролевой ситуации.
Идентификационная обратная связь, с одной стороны, демонстрирует пациенту, что другие
участники группы не были безразличны к его проблемам, были активно включены, сопереживали ему,
что они имеют сходные проблемы и переживания, а, с другой — стимулирует членов группы к работе
над своими собственными проблемами, не оставляет их только пассивными зрителями происходящего.
Иногда обсуждение включает также и содержательный анализ и интерпретацию психодраматического
действия. Однако при качественной ролевой и идентификационной обратной связи это, как правило,
оказывается не нужным.
Метод психодрамы, ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках чисто
психоаналитически ориентированных групп и генетически связанных с психоанализом концепций, так
как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут включаться в
различные теоретические подходы. В частности, психодраматические процедуры довольно широко
применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии,
тренинговых методов. В ходе групповой психотерапии психодрама наиболее эффективно может быть
использована в комбинации с другими методами: групповой дискуссией, психогимнастикой и др.
Психодраматическому разыгрыванию может быть посвящено отдельное занятие группы, однако чаще
всего психодрама естественным образом входит в процесс групповой дискуссии.
Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе
которого лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение
Hosted by uCoz