переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы. В основе
психогимнастики лежит система приемов, разработанных Юновой, а также невербальные методики,
используемые в группах встреч.
Психогимнастика позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов.
Психогимнастическое занятие, как правило, включает три части подготовительную,
пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и
собственные методические приемы. Задачи подготовительной части уменьшение напряжения
участников группы, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной
двигательной активности и двигательной активности других людей, сокращение эмоциональной
дистанции между участниками группы, формирование и развитие способности выражать свои чувства,
эмоциональные состояния, проблемы невербально без помощи слов, а также понимать невербальное
поведение других людей.
Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной, и в зрелой
психотерапевтической группе занимает большую часть психогимнастического занятия. Пациентам
предлагают темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и
психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и
может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов
группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое
могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы или последующего обсуждения, и сильных
эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и
уверенности в себе и в группе.
Психогимнастика в процессе групповой психотерапии обычно проводится как отдельное
занятие. Однако в начале групповой дискуссии психотерапевт при необходимости может предложить
группе отдельные психогимнастические задания.
Проективный рисунок. Основная задача проективного рисунка состоит в получении
дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как
психодрама и психогимнастика, проективный рисунок способствует выявлению и осознанию
трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим
образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать также цветные
карандаши и краски) и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет
существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и
касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем. Темы для
рисунка обычно охватывают три сферы: 1) прошлое,
настоящее и будущее пациентов (какой я есть,
каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое
приятное или неприятное воспоминание); 2) общие понятия, отражающие определенные ценности и
явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность; 3) отношения в
группе ( я глазами группы, мое положение в группе, наша группа). Используют также свободные темы
(каждый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом
листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого
группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.
Проективный рисунок может проводиться в качестве отдельного занятия, но иногда оказывается
полезным в начале групповой дискуссии.
Музыкотерапия
это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве
лечебного средства.
Рассматривая основные направления лечебного действия музыки, выделяют 4 аспекта: 1)
эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2) развитие навыков межличностного
общения коммуникативных функций и способностей; 3) регулирующее влияние на
психовегетативные процессы; 4) развитие эстетических потребностей. В качестве механизмов
лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование
эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с
жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств
эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной (пассивной).
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную
деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или
|