выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия
музыки с терапевтической целью. В свою очередь, рецептивная музыкотерапия проводится в трех
формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на
поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); реактивной (направленной на
достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
В групповой психотерапии музыкотерапия применяется часто. Обычно в лечебной практике
используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в
группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают
собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у
них в ходе прослушивании. На одном занятии прослушивается,
как правило, три произведения или
более или менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных
произведений составляют на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их
различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную
атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в
музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение,
отличающееся релаксирующим действием. Второе произведение динамичное, драматическое,
напряженное. Оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных
эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После
его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний,
воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять
напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим, либо,
напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе групповой психотерапии активность пациентов может стимулироваться с помощью
различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в
большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки
подобрать свой «музыкальный портрет», произведение, отражающее собственное эмоциональное
состояние.
При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Для этого
необходим набор простейших музыкальных инструментов или даже предметов, издающих звуки.
Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с
помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может
рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или
участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствуя созданию
доверительной, теплой атмосферы.
Соотношение методов групповой психотерапии. Каждый из описанных выше методов
групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия на
практике используются и самостоятельно. В качестве основного метода выступает групповая дискуссия,
а психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия в качестве
вспомогательных. Обычно, примерно 70 % всего времени отводится на групповую дискуссию.
Содержательное использование сочетаний различных конкретных методов и техник групповой
психотерапии обусловлено актуальной групповой ситуацией и потребностями группы и ее участников.
Руководство психотерапевтической группой. С точки зрения реализации целей и задач
групповой психотерапии главной фигурой является групповой психотерапевт. Он привносит в
психотерапевтический процесс свои индивидуальные черты, обусловленные его теоретической
ориентацией, применяемыми психотерапевтическими техниками, опытом, а также собственными
личностными особенностями. Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта,
оказывают влияние на групповой процесс и результаты лечения.
В литературе широко дискутируется проблема соотношения профессиональных навыков и
личностных особенностей группового психотерапевта, хотя при этом подчеркивается их взаимосвязь,
поскольку уровень профессиональных навыков во многом определяется личностными особенностями
психотерапевта, а они, в свою очередь, в значительной степени обусловливают выбор терапевтических
техник. Ответ на вопрос, какому фактору личностному или профессиональному придается
большее значение, соответствует пониманию сущности и целей психотерапии, зависит от
теоретической ориентации. Если психотерапевтический процесс в группе понимается, прежде всего, как
специфический межличностный контакт (можно вспомнить одно из определений психотерапии, данное
в рамках гуманистического подхода «Психотерапия представляет собой длительное межличностное
|