В роли истинного члена группы, аутентичного лица, психотерапевт выступает в группе как один
из ее участников, делает все, что делают остальные, и проявляет свои настоящие чувства и
переживания. Он становится, таким образом, эталонным участником и показывает членам группы,
какую пользу они могут получить. Благодаря подобному поведению, психотерапевт способствует
созданию в группе необходимых психотерапевтических норм. Особенность этой роли заключается в
том, что в ней психотерапевт старается преодолеть противоречие между собственными требованиями к
остальным участникам группы и своим поведением, которое особенно характерно для роли аналитика и
комментатора. Однако аутентичность психотерапевта, как подчеркивает Кратохвил, ограничена его
личностными особенностями, целями группы и непосредственными потребностями ее участников.
Гольдштейн выделяет ориентацию на индивида и лечение индивида на фоне группы,
ориентацию на группу и лечение посредством ее воздействия. При ориентации на индивида и его
лечение на фоне группы психотерапевт является директивным, интерпретирующим, ориентированным
на психодинамику отдельной личности. Ориентация на группу и лечение посредством ее воздействия
предполагает более косвенные действия психотерапевта, они направлены на динамику группы и носят в
большей степени стимулирующий, побудительный и катализирующий характер. Цель этих воздействий
состоит в том, чтобы способствовать интеракциям участников группы между собой и, в меньшей
степени, с самим психотерапевтом.
Либерман выделил 4 психотерапевтических стиля: эмоциональная стимуляция, опека,
познавательная ориентация, исполнительская функция. Эмоциональная стимуляция предполагает, что
руководитель группы особо подчеркивает проявление различных чувств, конфронтацию различных
участников группы, их мнений и позиций. Он участвует в происходящем как равноправный член
группы, побуждая и стимулируя остальных участников группы. Опека предполагает такой стиль
поведения психотерапевта, при
котором он окружает членов группы заботой и вниманием,
обеспечивает обратную связь и эмоциональную поддержку, открыто выражает теплоту и заботу о
пациентах. При познавательной ориентации психотерапевт определяет происходящее в группе
соответствующими понятиями, объясняет смысл поведения всей группы и отдельных ее участников,
интерпретирует события в группе и переживания отдельных пациентов. Исполнительная функция
определяет нормы, цели и направление деятельности, побуждает или прерывает активность,
сосредоточивает внимание на определенном поведении группы и ее членов, использует собственное
положение в группе для достижения определенных целей.
Поскольку указанные стили встречаются в различном сочетании, была создана следующая
типология руководителей групп: 1) опекуны заботятся о пациентах, предоставляют познавательную
ориентацию, информируют и советуют; 2) стимуляторы для них характерен высокий уровень
эмоционального стимулирования и средний либо высокий уровень исполнительной функции; 3)
социальные инженеры ориентированы на группу и отношения между ее участниками, мало
индивидуальны, но проявляют умеренный уровень заботы, ориентированы больше на группу, чем на
отдельных пациентов; 4) личностно нейтральные лидеры держатся на расстоянии, сохраняют
дистанцию, характеризуются средним уровнем эмоционального стимулирования и довольно слабой
заботой; 5) либеральные руководители выражена познавательная ориентация и низкий уровень
других характеристик; 6) командиры высшая степень исполнительной функции, авторитарности,
разъяснения, частое использование различных упражнений. Перечисленные типы руководителей групп
были разделены по степени эффективности воздействий: три первые (опекуны, стимуляторы и
социальные инженеры) признаны относительно эффективными, три последующие (личностно
нейтральные лидеры, либеральные руководители и командиры) малоэффективными.
Основные характеристики поведения группового психотерапевта описывают обычно с точки
зрения целевых аспектов и его личности как переживающего и самовыражающегося субъекта. Целевые
аспекты поведения группового психотерапевта характеризуют такими параметрами, как директивность-
недирективность, определенность-неопределенность высказываний, а экспрессивные, личностные
характеристики такими параметрами, как анонимность-самораскрытие, выражение положительных
или отрицательных отношений. Директивность группового психотерапевта определяется степенью его
активности и инициативности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует и
контролирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит
их в исполнение, дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный
психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не
начинает действий и не ускоряет их, не навязывает норм и интерпретаций, а использует в основном
технику отражения и кларификации. Наиболее распространенной является негативная оценка
|