директивного стиля, которая обусловлена представлениями, что такой стиль замедляет достижение
группой самостоятельности, которая является важнейшим условием ее эффективного
функционирования.
Параметр определенность-неопределенность высказываний психотерапевта рассматривается с
точки зрения информативности высказывания. Низкая информативность (неопределенность)
высказывания психотерапевта должна побуждать пациентов к повышенной активности в группе.
Высокая информативность (специфичность) снижает эту активность. Специфичность высказываний
психотерапевта также может активизировать защитные механизмы, так как представляет
психологическую угрозу для пациента.
Параметр анонимность-самораскрытие предполагает, с одной стороны, личностно нейтральное
поведение психотерапевта, позволяющее пациентам проецировать свои невротические отношения, а, с
другой стороны, открытое проявление психотерапевтом собственных чувств, переживаний, мнений и
позиций. Выражение психотерапевтом положительных эмоций способствует удовлетворению ожиданий
участников группы относительно доброжелательного, принимающего, теплого отношения
психотерапевта. Выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации участников группы.
Все перечисленные выше характеристики поведения группового психотерапевта в целом не
могут быть оценены как положительные или отрицательные, эффективные или неэффективные, так как
степень их значимости для успешности психотерапевтического процесса в группе практически
полностью определяется теоретической ориентацией.
В самом общем виде основные задачи группового психотерапевта могут быть сформулированы
следующим образом: 1) побуждение членов группы к проявлению отношения, установок, поведения,
эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению информации и обратной
связи, анализу групповых ситуаций и проблем отдельных пациентов и пр.; 2) создание в группе
атмосферы взаимного принятия, доверия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи,
способствующей самораскрытию пациентов; 3) разработка и поддержание психотерапевтически ценных
групповых норм, гибкость в выборе директивных или недирективных техник. При этом лучших
результатов в психотерапии достигают психотерапевты, которые в большей степени ориентированы на
опеку и эмоциональную поддержку, а затем уже на стимулирование и руководство.
Средства воздействия, используемые психотерапевтом в ходе групповых занятий, можно
условно разделить на вербальные и невербальные. Первые относительно легко поддаются регистрации
и анализу. Вторые труднее выделить и классифицировать, хотя именно они во многом определяют
климат и атмосферу занятия: к ним принадлежит мимика психотерапевта, его жестикуляция, интонации
и т. д. Используемые более или менее сознательно и целенаправленно, они выражают собственные
эмоциональные особенности психотерапевта и служат стимулированию пациентов к определенной
активности, являются средством положительного или отрицательного подкрепления определенных
форм поведения пациентов.
Главными являются вербальные средства, которые с точки зрения активности психотерапевта (то
есть определения цели) условно разделяют на несколько категорий.
1. Структурирование хода занятий. Сюда относятся все высказывания, которые в начале
определяют его ход и программу; высказывания, направленные на ограничение непродуктивной
активности, на ориентирование обсуждения в соответствующем направлении и пр.
2. Сбор информации. Психотерапевт задает вопросы, поощряет высказывания пациентов и их
вопросы.
3. Интерпретация. Наиболее обширная категория психотерапевтических приемов.
Интерпретация может относиться как к актуальной ситуации, так и к прошлому пациента. Внутри этой
категории можно выделить следующее: отражение эмоций (повторение высказываний пациентов, не
выходя за пределы их явного содержания), классификация (извлечение из высказывания пациента того,
что имеет существенное значение и содержится в высказывании неявным образом), конфронтация
(сопоставление отдельных высказываний с целью показать сходства, различия, противоречия),
собственно интерпретация (постановка гипотез, которые могут прояснить причинно-следственные
связи и истинный смысл того или иного события или поведения).
4. Убеждение и переубеждение, которое может осуществляться как непосредственно, так и
опосредовано.
5. Предоставление информации.
6. Постановка определенных заданий использование вспомогательных техник.
Последовательное использование указанных приемов позволяет психотерапевту оптимально
|