пользоваться психотерапевтическим потенциалом групповой динамики.
В заключение следует отметить, что при разнообразии выделяемых ролей, позиций, стилей,
характеристик поведения группового психотерапевта, существует разделяемое большинством
специалистов представление, согласно которому основная задача психотерапевта заключается в
недирективном руководстве группой, стимулировании пациентов к активности и создании атмосферы
эмоциональной безопасности и принятия. Необходимость ограничения собственной активности и
директивности группового психотерапевта обусловлена тем, что активность участников группы сама по
себе является лечебным фактором групповой психотерапии. Важно подчеркнуть, что основные
характеристики поведения психотерапевта определяются не только теоретической ориентацией, но и
актуальной групповой ситуацией, а также фазой развития психотерапевтической группы.
Более конкретное представление о способах поведения психотерапевта может дать методика
определения способов руководства группами, разработанная Кратохвилом (см. Психологический
практикум).
Организационные аспекты групповой психотерапии. Эффективность групповой психотерапии
как лечебного метода подтверждена многочисленными исследованиями. На основе опыта практической
работы сформировались представления об организационных аспектах групповой психотерапии:
продолжительности всего курса лечения и отдельного сеанса, частоте занятий, составе
психотерапевтических групп и принципах их подбора, количестве психотерапевтов, комбинации
различных методов (основных и вспомогательных, вербальных и невербальных) и пр.
Продолжительность курса групповой психотерапии может быть различной. Она зависит от типа
медицинского учреждения, нозологической принадлежности пациентов, применяемых методов и ряда
других факторов. Однако большинство психотерапевтов и исследователей считают, что оптимальным
сроком лечения является 8-10 недель при частоте занятий 4-5 раз в неделю с продолжительностью
одного сеанса 1,5 ч. Таким образом, курс групповой психотерапии в оптимальном варианте рассчитан
на 40-50 занятий, то есть 60-75 ч.
Важным организационным аспектом, который во многом определяет эффективность групповой
психотерапии, является организация психотерапевтической группы с точки зрения ее численности и
состава. Психотерапевтическая группа это малая целевая группа, относительно немногочисленная
общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и
взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей и
использующая для их достижения групповую динамику. На практике число членов
психотерапевтической группы колеблется от 3 до 30 чел. Возможно создание малых групп (до 10 чел.),
средних (от 11 до 20 чел.) и больших (от 21 до 30 чел.). Однако наиболее эффективной является группа,
находящаяся на границе малой и средней и насчитывающая от 8 до 12 участников. Групповая
психотерапия иногда сочетается с индивидуальной, однако в таком случае групповая форма все же
выступает в качестве ведущего метода лечения.
В литературе дискутируется вопрос о таком параметре, как однородность-неоднородность
(гомогенность-гетерогенность) группы, то есть о том, каких пациентов следует включать в конкретную
группу совпадающих по своим
характеристикам или различающимся. Проблема однородности-
неоднородности касается таких характеристик как нозологическая принадлежность, синдромология,
пол, возраст, социокультурный уровень, уровень интеллекта, личностные особенности, основные типы
конфликтов и проблем, преобладающие способы поведения и эмоционального реагирования, сходные
жизненные психотравмирующие ситуации. Наиболее дискутируемой проблемой является проблема
однородности-неоднородности по нозологическому признаку. В качестве наиболее предпочтительного
варианта многие авторы рассматривает однородную в нозологическом отношении группу. При этом
исходят из того, что нозологическая принадлежность в значительной степени конкретизирует задачи
психотерапии, определяет направленность и глубину психологических вмешательств. Однако
существуют данные, свидетельствующие об эффективности и неоднородных в нозологическом
отношении групп. Что касается других параметров, то большинство исследователей и практиков
склоняются к неоднородности, по возможности, большему разнообразию других признаков, в частности
таких как пол, возраст, личностные особенности, основные типы конфликтов и проблем,
преобладающие способы поведения и эмоционального реагирования, сходные жизненные
психотравмирующие ситуации и пр. Это связано прежде всего с тем, что в таких группах в силу
различий между пациентами с большей вероятностью могут возникать самые разнообразные ситуации и
взаимодействия, каждая из которых будет значимой для того или иного пациента. Сторонники
неоднородности психотерапевтической группы полагают, что в такой группе возможна более глубокая
|