психотерапия, так как одна из важнейших ее задач заключается в конфронтации пациента, имеющего
узкий диапазон поведенческих и эмоциональных стереотипов, с другим, отличающимся
альтернативным поведением и реакциями. Разнородность группы способствует столкновению многих
способов реагирования, дает пациенту возможность научиться различать оттенки в отношениях между
людьми, учит терпимо, лояльно относиться в противоположному поведению и отличным от своих
реакциям; помогает научиться чувствовать себя безопасно в непривычной среде, среди других людей с
другими отношениями, ценностями, установками. Отмечают также и такие преимущества разнородных
групп, как более эффективное научение, быстрое формирование групповой культуры, большие
возможности ослабления психологической защиты и проекции при интерпретации поведения других.
Приверженцы однородных групп отмечают такие их особенности, как быстрая взаимная
идентификация, ускорение инсайта, уменьшение длительности лечения, быстрое возникновение
взаимной эмпатии, катарсис, уменьшение сопротивления и проявлений деструктивного поведения,
более редкое формирование подгрупп. Принцип однородности состава группы чаще всего реализуется
при лечении крайних
возрастных контингентов (дети, подростки, пожилые люди) или лиц с четко
доминирующей проблематикой (например, при наркотической зависимости). В целом, глубинная
психотерапия предполагает большее разнообразие в составе группы. При этом оптимальный состав
группы должен быть таким, чтобы ее члены, несмотря на различия, могли вести между собой
плодотворную дискуссию.
Психотерапевтические группы также подразделяются на открытые и закрытые. Открытые
группы не имеют постоянного состава участников: по мере окончания лечения одни пациенты уходят из
группы и на их место в состав уже работающей группы включают новых участников. В открытых
группах, как правило, нет заранее фиксированной длительности работы. Закрытые группы отличаются
постоянством состава участников, новые члены в группу не включаются даже в том случае, если из нее
по какой-то причине выбывает пациент до окончания срока лечения. Закрытые группы обычно имеют
фиксированную продолжительность работы.
Вопрос об эффективности открытых и закрытых психотерапевтических групп также широко
дискутируется в литературе. Можно указать такие особенности закрытых групп, как их большую
эффективность, совместное и одновременное прохождение всеми пациентами фаз
психотерапевтического процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая
степень идентификации психотерапевта с группой, его большая эмоциональная вовлеченность и
ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта,
наличие более благоприятных условий для проведения эксперимента по использованию различных
методов психотерапии и их сравнению. В качестве преимуществ открытых психотерапевтических групп
указывают более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм,
целей, ценностей всего того, что называется групповой культурой или групповой идеологией в
целом, менее выраженное сопротивление; положительное влияние на вновь поступивших участников
группы тех пациентов, которые заканчивают лечение; большую эффективность при выполнении
различных заданий тренингового и обучающего характера (в частности, научение более эффективным
социальным контактам). Закрытые психотерапевтические группы при ориентации на глубинную
личностно-ориентированную психотерапию являются более эффективными, так как в них быстрее
формируется групповая сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, теплая эмоциональная
атмосфера, а также глубокое понимание целей и задач психотерапии, друг друга и себя самого. В
стационарных условиях обычно используются закрытые психотерапевтические группы. В
амбулаторной практике, когда существует высокая вероятность значительного отсева пациентов в
процессе групповой психотерапии, предпочтение отдается открытым группам.
Руководство психотерапевтической группой осуществляется групповым психотерапевтом. Его
функции сложны и разнообразны, к его профессиональному уровню и поведению предъявляются
высокие требования, что связано с необходимостью быстрого и точного понимания групповой ситуации
и того, что происходит с конкретным пациентом, выбора наиболее адекватных способов воздействия и
конкретных методических приемов, высокого самоконтроля в отношении собственных проекций.
Поэтому наиболее оптимальным вариантом является ведение психотерапевтической группы двумя
психотерапевтами: психотерапевтом и котерапевтом. Сам термин «котерапевт» в определенной степени
предполагает подчиненную, второстепенную роль второго ведущего группы. Во многом такие
представления обусловлены не только собственно термином, но и тем, что на практике такая
совместная работа является одновременно и способом обучения групповых психотерапевтов: как
правило, в группе работает один опытный психотерапевт, а другой (котерапевт) начинающий. В
|