психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на
стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами
телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность
некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык
коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными
эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.
Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее
реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент,
испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, врач должен уметь с ним
взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.
В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является
коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности)
терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени
врач переносит
субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности
пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и
стереотипы мышления. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может
быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна
помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных
отношений, когда вместо ролевой структуры «врач больной» возникают отношения дружбы,
психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в
профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить
отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках
профессиональной роли.
Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность. Умение
общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с другими людьми формируется в процессе
взаимодействия с окружающими, по мере накопления опыта отношений в различных социальных
ситуациях, выполнения разных видов деятельности. В общении формируются и проявляются свойства
личности: тревожность, агрессивность, ригидность и т. д. Во взаимодействии со складывающимися
психологическими особенностями личности развивается и коммуникативная компетентность.
В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая
характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-
либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть
включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае
обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину
мира и самооценку, укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на
происходящие события. Известно, что в состоянии тревоги повышается потребность в других людях,
само их присутствие рядом снижает уровень тревоги, уменьшает интенсивность негативных
эмоциональных переживаний. Для человека наличие социальных связей столь важно, что уже только их
недостаточность считается возможной причиной развития стресса. Эта психологическая черта,
потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается
термином «аффилиация» потребность человека быть в обществе других людей, стремление к
«присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и
верности, а внешне в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно
находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения. Хекхаузен определяет
аффилиацию как определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же
время фундаментальный
характер. Содержание таких взаимодействий заключается в общении со
знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит
удовлетворение, увлекает и обогащает. В работе врача, отличающейся длительностью и
интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое
заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также
защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода
к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого
нуждается в терапии.
Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность
врача, это эмоциональная стабильность,
уравновешенность при отсутствии импульсивности,
чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями
|