и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными
избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только
разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив,
душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность
вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В
ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной
неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. В
большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и
неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние
патогенные факторы: психогенной, травматической, соматогенной и другой природы. Больные, с их
нестабильной психикой, тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных
реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача. Особенно это важно для больных с
тяжелыми психическими расстройствами. Так, одним из возможных психологических способов
повышения уровня социальной адаптации больных шизофренией (F20-F29) является вербализация
разнообразных впечатлений и представлений, их систематизация и обобщение, меняющие картину мира
больного и стабилизирующие его.
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе
взаимоотношений «врач-больной», является также эмпатия,
способность к сочувствию,
сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний
больного. Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния,
проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов
эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах
отождествления и идентификации;
когнитивной (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и
аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому
представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает
установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем,
о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им
лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут
быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больным субъективных признаков тех или иных
симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и
анозогнозии, а также в случае симулятивного поведения.
Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной
компетентности врача, является и сенситивиость к отвержению.
Способность воспринимать
негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на
определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему
корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к
отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению
самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и
компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны
больного заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные
сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы. Неуверенность в собственной
профессиональной состоятельности может стать причиной психической травматизации и приводить к
эмоциональным расстройствам.
Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача.
Профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического
воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные
варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим
важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его
прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так
и дезадаптивную роль.
Тревога это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием,
предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и
установок. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания,
обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги
(беспокойство) обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая
о возможной опасности и
выполняющая в этом случав адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги
|