адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять
возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на
изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Больным это
воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и
эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач-больной». Однако
интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной
деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу
психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить
возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение.
Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт
между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его. Под влиянием
тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями
сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги
возникает булимия) (F50.2). Повышенная тревожность отмечается у многих пациентов, страдающих
различными заболеваниями, и ее усиление под влиянием страха, переживаемого врачом, крайне не
желательно. В этом случае больной может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает
верить в возможность выздоровления. Врачи с высокой личностной тревожностью, склонные
реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для больных,
которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей.
Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может
быть депрессивность.
Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с
переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых
конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и
неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее.
Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности,
неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия
больного. Наблюдай, как лечащий врач на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку
реагирует чувством вины, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить.
Погруженный в собственные переживания врач может не заметить улучшения в состоянии пациента,
вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления и, напротив,
«заражает» своего
больного тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.
Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установление доверительных
отношений «врач-больной» глубокая интровертированность врача. Интроверсия термин,
введенный в психологию Юнгом, определяется как направленность субъекта на самого себя,
обращенность к собственным ощущениям, переживаниям, познавательным конструкциям, по-своему,
субъективно интерпретирующим окружающий мир. Интроверт ориентируется на собственные
ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы. Интровертированная личность,
погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями,
мало интересуется другими людьми, обнаруживая беспомощность в ситуации, требующей
взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Как правило, интровертированность
сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким
уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться
на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача,
выступая в роли «коммуникативного барьера»,
препятствующего эффективному общению.
Интровертированность, выраженная в значительной степени, затрудняет установление
психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени
эмоциональной поддержки.
Формирование коммуникативной компетентности врача. Умение общаться с больными
коммуникативная компетентность врача искусство, которое начинает формироваться еще в процессе
обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения
с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня
образования, социальной и профессиональной принадлежности. Вначале, на ранних этапах обучения,
начиная взаимодействовать с больными, будущие врачи часто бессознательно, по механизму
подражания, копируют стиль поведения тех врачей-преподавателей, которых особенно уважают, на чье
мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с больными, особенности невербального
поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.),
|